ЦИК России 24 апреля подтвердил, что уже 23 региона подали заявку на проведение дистанционного электронного голосования (ДЭГ) в единый день голосования (ЕДГ) этой осенью. Среди них есть субъекты РФ, которые переизбирают губернаторов, еще в трех будут выборы в заксобрания. Однако в большей части заявителей на ДЭГ планируются лишь муниципальные кампании разного уровня. При этом в Центризбиркоме напомнили, что еще 12 регионов, имеющих опыт ДЭГ, заявки пока не подали, но у них есть время примерно до конца мая. Эксперты полагают, что в этом году ДЭГ будет важен для подстраховки именно на низовых голосованиях, неожиданные отставки губернаторов вряд ли запрограммированы нынешним списком желающих. В целом же, конечно, продолжается отработка онлайн-технологий для избрания Госдумы-2026.
По данным Центризбиркома, на нынешний момент на тест новых технологий записались 23 региона. Источник: ЦИК |
Центризбирком 24 апреля уточнил порядок проведения ДЭГ на федеральной платформе. Среди нововведений – электронная очередь для голосующих в случае системных проблем. На ЕДГ 8 сентября пока 23 региона заявили о намерении использовать цифровой формат голосования. Но их количество может вырасти к июню, когда ЦИК утвердит окончательный список участников ДЭГ. Пока же это потенциально порядка 8,8 млн избирателей, проживающих в данных субъектах РФ и имеющих профиль на «Госуслугах», который сопоставлен с единым регистром избирателей. В целом же ДЭГ предполагает охват примерно 10,4 млн граждан с правом голоса.
Как заявил зампред ЦИК Николай Булаев, в шести регионах, предполагающих участвовать в ДЭГ, переизберут губернаторов. Это Республика Алтай, а также Вологодская, Липецкая, Курская, Мурманская, Челябинская области. Еще в трех субъектах РФ будут выборы в заксобрания. Это та же Республика Алтай, а также Республика Марий Эл и город Севастополь. В совокупности ожидается 454 кампании, по большей части – различного муниципального уровня.
Центризбирком уже планирует предусмотреть в порядке проведения ДЭГ алгоритмы действий в случае выхода системы из строя. Территориальная комиссия (ТИК) в такой ситуации обязана обеспечить гражданам реализацию активного избирательного права. Это сформулировано таким образом: «В случае возникновения нештатных ситуаций, влекущих невозможность проведения ДЭГ, ТИК ДЭГ вправе принять решение о прекращении ДЭГ в целом или по отдельному избирательному округу с указанием даты и времени прекращения проведения». Кроме того, ТИК ДЭГ должна в своем решении указать, как граждане, записавшиеся на онлайн-голосование, смогут участвовать в выборах, говорится в проекте постановления ЦИК. «Информирование участников ДЭГ о порядке реализации активного избирательного права осуществляется посредством направления смс-сообщения», – отмечено в документе. Его окончательную версию утвердят в июне.
Отметим, что по действующим правилам граждане, подавшие заявку на электронное голосование на федеральной платформе ДЭГ, не могут вернуться на бумажные бюллетени. Они должны будут проголосовать дистанционно, или с помощью своего оборудования, или обратиться в любой избирком, где можно это сделать на стационарном компьютере. Между тем Булаев не забыл напомнить, что еще 12 регионов получили опыт ДЭГ на предыдущих выборах, однако подавать заявку они пока не спешат. При этом он в очередной раз подчеркнул, что никто не заставляет регистрироваться на ДЭГ, а ЦИК просто дает такую возможность. Интересно, что среди уже записавшихся 23 регионов есть 5 новичков: все та же Республика Алтай, где пройдут две крупные региональные кампании, Республики Коми и Марий Эл, а еще Чеченская республика и Костромская область. Поэтому родились подозрения, что помимо плановых выборов высших должностных лиц регионов – губернаторов – возможны и внеплановые ротации отдельных из них. Есть место для неожиданностей и на выборах депутатов, особенно в крупных городах с протестными настроениями. Таким образом, заметно, что ДЭГ становится своего рода универсальной страховкой от разного рода неприятных для власти поворотов. Понятно, что главная задача – это отработать данную систему в преддверии следующей федеральной кампании, каковой станут выборы в Госдуму-2026.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «Конечно, основная задача ЦИК и регионов – это расширение ДЭГ и обкатка на большом количестве территорий именно к следующим федеральным выборам в Госдуму. Надо чтобы регионы привыкли к этому инструменту, демонстрировали свою валидность в работе с ним». По поводу возможных неожиданностей эксперт заметил, что «на губернаторских выборов после событий последних лет – пандемии и СВО неожиданностей уже не стоит ожидать». Потому что даже если и произойдет какая-то внеплановая ротация сверх того, что намечено, то «человек, одобренный президентом и побывавший у него на приеме, в дальнейшем без особых проблем будет поддержан и на голосовании, выберут и кота». Поэтому Калачев допускает, что сюрпризов власти могут больше опасаться на выборах в заксобрания и, тем более, некоторые муниципалитеты, где еще не все зарегулировано. Например, Республика Алтай ранее имела репутацию непростого региона с протестным голосованием. А вот в Севастополе этого теперь уже точно не стоит ждать, да и в Марий Эл вроде бы преодолен прежний элитный раскол. Так что если реальные битвы на выборах если где-то и разгорятся, то как раз на низовом уровне, вот почему для них регионы ускоренно и осваивают потенциал ДЭГ. «Местной власти, в отличие от федеральной, нередко бросают вызов всерьез», – отметил он. Калачев также пояснил, что через ДЭГ решаются и проблемы с явкой. Потому что если на выборах нет интриги и все уже решено, то избиратели чаще предпочитают оставаться дома, то есть «ДЭГ – это обратная сторона электоральной предопределенности». И он допускает, что из 12 регионов, проверивших для себя ДЭГ, большинство, если вообще не все, скорее всего, подтянутся в список Центризбиркома на ЕДГ-2024.