Тимур Иванов предстал перед Басманным судом в ведомственной форме. Фото Reuters
Замминистр обороны РФ Тимур Иванов решением Басманного суда Москвы 24 апреля помещен в СИЗО на два месяца. Чиновника в больших погонах обвиняют по ч. 6 ст. 290 УК в получении взятки в особо крупном размере. Ранее в сообщениях Следственного комитета (СК) России фигурировала сумма более чем в миллион рублей. Затем прояснилось, что главный военный строитель, похоже, лишь путал личную шерсть с государственной, выстраивая внеслужебные отношения с ведомственными подрядчиками. По словам адвокатов, физических денег в деле нет. Зато уже есть много версий о причинах задержания и еще больше – прогнозов на внутриэлитные расклады. А факт имеется один: судебная система без внятных обоснований легко отправила под арест высокопоставленного чиновника в мундире.
Накануне вечером ряд информационных ресурсов, включая некоторые государственные СМИ, намеренно подчеркивали, что еще в первой половине дня Иванов принимал участие в коллегии Минобороны. Со ссылкой на достоверные источники вышли сообщения, что замминистра взяли прямо на рабочем месте, причем силами оперативников ФСБ. Понятно, что переодеваться Иванову было некогда, но весь вопрос в том, для чего рано утром 24 апреля его надо было показывать на скамье подсудимых в Басманном суде при полном параде. Это выглядело скорее некоей демонстрацией, чем всего лишь недодуманностью из-за расследовательской и процессуальной суеты.
Получилась наглядная иллюстрация своего рода чуть ли не дискредитации Вооруженных сил РФ. Потому что вряд ли широкие круги читателей и зрителей были способны разобраться, что мундир Иванова – это не военная форма, а гражданская форменная одежда, принятая в ведомстве. Напомним, что тот служит у главы Минобороны Сергея Шойгу заместителем, отвечающим за всю ведомственную строительную сферу.
Сразу после задержания Иванова вечером 23 апреля СК обещал представить подробности расследования уже после решения о мере пресечения подозреваемому чиновнику. Прямо с утра 24-го числа Басманный суд установил ее в виде взятия под стражу – пока на два месяца, как и полагается по закону. Вместе с Ивановым под арест был отправлен и якобы его подельник – бизнесмен Сергей Бородин. Однако никаких особых разъяснений, что же лежит в основе обвинений, какие суммы там фигурируют и какова вообще фабула дела, со стороны СК так и не последовало.
Глава Минобороны Сергей Шойгу в эти дни инспектирует силы ядерного сдерживания на севере страны. Фото с сайта www.mil.ru |
Напомним, что накануне пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что главе государства, конечно, доложили о задержании Иванова. Прозвучало и заявление, что руководство Минобороны заранее было поставлено в курс дела. Правда, официальных пресс-релизов от военного ведомства не последовало, более того, выяснилось, что Шойгу не отложил плановую командировку в Архангельскую область для инспекции подразделений, составляющих часть ядерного щита России. Понятно, что перспективам самого министра как раз и было посвящено огромное количество сразу же появившихся рассуждений и прогнозов. Продолжили они множиться и в день ареста Иванова, на поверхность вышла даже такая утечка, что, мол, настоящая причина – это подозрения замминистра чуть ли не в госизмене.
Тот же Песков данную гипотезу категорически опроверг. Адвокаты Иванова тоже как-то разом стали заявлять, что ничего такого в деле нет, а о том, что там точно есть, они по конфиденциальным соображениям, дескать, рассказывать не могут. Впрочем, ближе к вечеру парадигма сменилась. И, например, адвокат Мурад Мусаев пояснил, что его подзащитному вменяют помощь фирмам, которые взамен бесплатно проводили ремонтно-строительные работы на «якобы принадлежащих» ему объектах. Иными словами, как говорилось в известной советской комедии о кавказских реалиях, Иванов опрометчиво смешал личную шерсть с государственной, то есть якобы получал материальные блага, пользуясь своим служебным положением. При этом, уверяли адвокаты, самой по себе взятки в классическом смысле, то есть денег в физическом виде, в деле не значится. Однако недаром СК говорил о сумме более чем в миллион рублей – такая формальность позволяет квалифицировать особо крупный размер, а стало быть, безальтернативную отправку в СИЗО.
Между тем, как промелькнуло в сообщениях ряда СМИ, на слушаниях по мере пресечения в отношении Иванова звучали те же безосновательные утверждения о его высоком положении, которое может помешать следствию, если тот не отправится за решетку. Возможно, в отношении крупного чиновника эти аргументы и выглядят основательно, но вообще-то это обычные заявления следствия. Простых обывателей также «закрывают» под такой же речитатив. То есть судебная система РФ показала, наконец, свою универсальность, правда, в негативе: под совершенно очевидно громким делом пока незаметно особо внятных обоснований. Потому-то оно и порождает в основном политические объяснения или акцент на внутриэлитные противоборства.
Впрочем, пока очевиден лишь один факт: Иванова почему-то решили отправлять за решетку в мундире как бы большого генерала. Интересно по этому поводу высказался президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов: «Форма, ордена, знак ГТО на груди у него. Хотя, если не путаю детали, в фильмах Никиты Михалкова такое еще при задержании срывают. Тут два полярных объяснения: подчеркнутое сохранение достоинства с жесткой позицией по непризнанию вины; подчеркнутое желание сделать картинку с акцентом на дискредитацию, на арест именного военного, а не коррупционера». На вопрос «НГ» он, впрочем, уточнил, что, возможно, просто все так спешат, что «никто и не додумывает детали картинки».