Фото сайта ru.usembassy.gov
Среди новых мер против иноагентов фундаментально предложение не допускать их к выборам. Пока никакие инициативы в Госдуме не появились, что, похоже, лишь указывает на серьезную подготовку, но уже есть решение «Единой России» закрыть праймериз от сомнительных лиц. И по закону отдельным категориям граждан в принципе можно запретить баллотироваться даже в ходе кампаний. Так что цель – не столько нынешние иноагенты, которые почти все в эмиграции, сколько будущие. Это когда в реестр Минюста станут оперативно заносить любых не согласованных с властью кандидатов.
Единороссы уже исполняют указание президента РФ дать дорогу в органы госвласти героям спецоперации. Такие уже появились среди потенциальных участников праймериз ЕР в преддверии единого дня голосования этой осени.
Одновременно к праймериз не будут допущены иноагенты, а также, что даже более важно, – аффилированные с ними физические лица.
«Заявки иноагентов, если такие были зарегистрированы для участия в предварительном голосовании, будут аннулированы региональными оргкомитетами процедуры», – говорится в решении президиума генсовета ЕР. Однако именно расширение круга граждан, которых партия власти не ждет на своих мероприятиях, говорит о том, что поправка к правилам праймериз появилась не случайно. Это не внезапная фантазия, а результат обладания надежной инсайдерской информацией о готовящихся законодательных изменениях. И действительно, в Госдуме открыто говорят, что законопроект о различных запретах для иноагентов, в том числе и электорального плана, сейчас активно прорабатывается.
Конечно, что может быть еще более надежным источником инсайда, чем архиквалифицированное большинство в Госдуме, мимо которого не проходит ни одна законодательная инициатива. Напомним, что список физлиц, аффилированных с иноагентами, нигде посмотреть нельзя, кроме как в Минюсте, который не публикует соответствующий документ в открытом доступе. Персонально каждый гражданин может попросить рассказать о себе, а вот органам госвласти предоставлено право запрашивать о более широком поиске. Правда, формально ЕР вроде бы к госструктурам не относится, но у этой партии, наверное, есть и другие пути для получения нужной информации. Нюанс здесь и в том, что пока для аффилянтов не введено никаких ограничений, более того, специально указывается, что они иноагентам не равны.
Однако акцент ЕР в том числе и на этих пособниках, судя по всему, подтверждает, что они будут упомянуты в будущем законе о запрете иноагентам баллотироваться. Его, как известно, инициировали лидер «Справедливой России – За правду» (СРЗП) Сергей Миронов и первый зампред фракции СРЗП в Госдуме Дмитрий Гусев. Потом эсэры уточнили, что они не вносят свой законопроект и потому, что он находится на согласовании в вышестоящих инстанциях, и для того, чтобы документ мог стать общедумским решением, для чего нужны дополнительные консультации. При этом ранее к депутатам обратилась одна из общественных структур, открыто занимающаяся доносами на публичные фигуры, которые демонстрируют нелояльность власти.
А общественники, в свою очередь, были подвигнуты к такому обращению благодаря медийной кампании, которую устроили отдельные иноагенты из числа давно эмигрировавших деятелей культуры и искусства. Они, напомним, заявили, что, скажем, во всех 45 округах на предстоящих выборах в Мосгордуму должны оказаться кандидаты в соответствующем статусе. И если для тех немногих иноагентов, кто остается в России, выступление в этом флешмобе еще можно считать проявлением своего рода политического бесстрашия, то для отставных артистов разговорного жанра или запрещенных писателей, которые вдруг вспомнили, как они верховодили протестами 2012 года, это, конечно, не более чем перформанс. Однако соответствующую реакцию властей они вызвали, так что теперь многим оппозиционным кандидатам придется туго.
Дело в том, что вряд ли власть испугалась возможного появления из-за границы прежних лидеров общественного мнения, в это, понятно, мало кто верит. Но ясный сигнал о прорехе в избирательном законодательстве был воспринят, проанализирован и признан своевременным. И действительно, если уже почти все иноагентам запрещено, то можно не допустить их и на выборы. Но, конечно, не столько тех, кто уже иноагент, а будущих. Ими же реестр Минюста станут пополнять в том случае, если кто-то окажется тем несогласованным кандидатом, который будет мешать заранее намеченным электоральным раскладам. Физлиц, аффилированных с иноагентами, просто не допустят до сдачи документов. Нынешние законы уже содержат большой список норм, которые позволяют по тем или иным причинам ограничивать пассивное избирательное право отдельных категорий граждан, но, похоже, появится еще одна.