0
4997
Газета Политика Печатная версия

27.03.2024 20:05:00

На принудительные работы направят в массовом порядке

В Госдуме появились законопроекты о выделении отдельного вида уголовной репрессии

Тэги: ук, упк, уик, поправки, госдума, уголовная репрессия, принудительные работы


ук, упк, уик, поправки, госдума, уголовная репрессия, принудительные работы Осужденные к принудительным работам уже частично заменили гастарбайтеров. Фото с сайта www.fsin.gov.ru

Поступившие в Госдуму поправки в Уголовный (УК), Уголовно-процессуальный (УПК) и Уголовно-исполнительный (УИК) кодексы предлагают выделить принудительные работы (ПР) в самостоятельный вид наказания. Эта уголовная репрессия, введенная в 2017 году, считается альтернативой лишению свободы и упоминается не во всех «популярных» статьях УК. Но власти вкладывают средства в повсеместное создание Исправительных центров (ИЦ) для осужденных к ПР. Правозащитники ранее критиковали меру за ее сомнительную конституционность и иронизировали – мол, людей придется сажать в соответствии с разнарядкой по профессиям. Шутка, похоже, становится предсказанием, ведь уже сейчас число приговоров к ПР выросло в пять раз.

Под пакетом законопроектов о развитии института ПР среди прочих стоит подпись депутата Госдумы Марии Бутиной («Единая Россия»). Но вряд ли это говорит о том, что она в данном случае применила свой личный опыт отсидки в американской тюрьме. Ее имя лишь означает, что внесенные в парламент поправки в УК, УПК и УИК скорее всего не будут отклонены. На предстоящее одобрение намекают и детально разработанные пояснительные записки. Приведенная в них статистика не может быть взята ниоткуда, кроме как из заинтересованных ведомств. Это прежде всего Минюст, который в последнее время активно развивает ПР в качестве одной из мер по гуманизации пенитенциарной системы.

Однако это не более чем официальное обоснование политики, направленной на максимальное привлечение осужденных как на различные «стройки века», так и просто для поддержания в приличном состоянии сферы ЖКХ, дорог, ряда производств с невысокой зарплатой и пр. Напомним, что как раз на днях ведомство отрапортовало, что в 2023 году впятеро больше граждан были приговорены к ПР, это уже десятки тысяч человек (см. «НГ» от 24.03.24). При этом были приведены такие данные: в созданных уже во многих регионах ИЦ в наличии 50 тыс. мест, но заполнено из них пока лишь 35 тыс.

Понятно, что внесенный в Госдуму пакет законопроектов должен поспособствовать росту соответствующего контингента. А это, в свою очередь, приведет к тому, что мест в ИЦ перестанет хватать. И тогда можно будет ставить вопрос о расширении финансирования их строительства, чтобы потом опять все заполнить – и дальше по новой.

Действительно, когда с 2017-го альтернативный вид наказания в виде ПР заработал, «НГ» не раз спрашивала правозащитников о том, на какие объекты можно будет посылать явно неквалифицированную рабочую силу? Те критиковали ПР с точки зрения их конституционности – мол, принудительный труд ведь в России запрещен, и пожимали плечами – дескать, вряд ли возможны квотированные по нужным профессиям посадки, скорее всего дело не пойдет дальше уборки мостовых и копания «от забора до обеда». Нынешние законопроекты показали, что в каждой шутке всего лишь небольшая ее доля, правды – больше.

Как сказано в пояснительной записке к поправкам в УК, практика исполнения наказания в виде ПР «свидетельствует о положительном превентивном воздействии», уровень повторной преступности по итогам 2022 года составил 0,58%, это в четыре раза ниже показателя по иным категориям наказаний без изоляции от общества. В том числе и потому, что ИЦ расположены в основном в родных для осужденных регионах. «В течение срока наказания осужденные восстанавливают свои трудовые навыки, приобретают новые. Свободное от работы время посвящают семьям (при наличии), развитию, в том числе духовному», – говорится в этом документе. А еще из их заработков оперативно идут отчисления в бюджет и по искам потерпевших.

А вот исправительные работы – еще один вид уголовного наказания себя не показали, потому что большая часть данного контингента до приговора постоянной работы не имели, большая часть из них вообще скрывающиеся алиментщики. Их тоже направят на ПР, как и различные категории мошенников, взяточников, наркодилеров и пр. Это все потому, что депутаты добавляют ПР в 45 статей УК, где прежде не было этого наказания даже в виде альтернативы посадкам. И, конечно, во многих статьях срок осуждения к ПР ставится максимальный – до пяти лет. 


Читайте также


Растущие доходы население перекладывает в золотые украшения

Растущие доходы население перекладывает в золотые украшения

Ольга Соловьева

Граждане доверяют лишь материальным активам

0
5360
Лукашенко посетовал, что БРИКС не отвечает широким ожиданиям

Лукашенко посетовал, что БРИКС не отвечает широким ожиданиям

Дмитрий Тараторин

Международная конференция в Минске задает параметры многополярности

0
5101
Польские фермеры возобновляют протесты против украинского транзита

Польские фермеры возобновляют протесты против украинского транзита

Наталья Приходко

Варшаве не понравилось, что Киев исключил ее из числа ключевых партнеров

0
4135
И все-таки выборы в США имеют значение для всего мира

И все-таки выборы в США имеют значение для всего мира

Геннадий Петров

Исход борьбы за Белый дом может полностью поменять ход нескольких конфликтов

0
6629

Другие новости