Верховному суду предстоит небольшой косметический ремонт фасада. Фото с сайта www.vsrf.ru
В юридической среде обсуждают шансы хотя бы на точечные обновления отечественной Фемиды в связи с назначением нового председателя Верховного суда (ВС) РФ. Им скорее всего станет нынешний зампред ВС Ирина Подносова. Эксперты считают, что начать, мол, можно с самого простого, вроде увеличения срока подачи замечаний на протоколы заседаний судов или отстаивания решений пленумов ВС. При этом есть и давно проработанные концепции полноценной реформы судебной власти. Однако, как выяснила «НГ», оптимизма по поводу возможных позитивных изменений немного.
Как уже объявлено официально, 1 апреля Высшая квалификационная коллегия судей рассмотрит заявку главы экономической коллегии и зампреда ВС на пост председателя этого суда. На сегодняшний день Подносова пока единственный претендент, что в принципе вполне понятно по одной лишь ее биографии. Например, того факта, что она окончила юридический факультет Ленинградского государственного университета тоже в 1975 году, то есть одновременно с президентом РФ Владимиром Путиным.
Между тем, по информации «НГ», среди юристов и общественников есть мнение о том, что переходный период от старого председателя ВС к новому можно рассматривать как шанс «что-то поправить» в правосудии. И уже есть те, кто готов совместно с юридическим и ученым сообществом определить первоочередные шаги по настройке судебной системы и даже ее перестройке. «НГ» собрала ряд таких подсказок будущему главе третьей власти.
Необходимость усовершенствовать работу системы подтвердил, например, член президентского Совета по правам человека Александр Брод. Более того, по его словам, тут и не нужно изобретать какой-то велосипед, все разумные предложения давно изложены на бумаге. Он предложил обратить внимание, к примеру, на доклад Центра стратегических разработок 2018 года. В этом документе обобщались проблемы судопроизводства исходя из «имеющегося определенного недоверия граждан к этому институту, сомнений в законности и обоснованности части его действий». И эти проблемы актуальны по-прежнему: высокая нагрузка на судей, в том числе бюрократическая, низкое качество и непрозрачность кадрового отбора, завышенное влияние председателей судов, а также обвинительно-репрессивный уклон.
Если посмотреть на этот доклад с точки зрения предложений, то там просматривается ряд направлений: улучшение качества судейских кадров, процедур отбора и назначения судей, укрепление независимости судей, рационализация судебного процесса для сокращения нагрузки. Есть и конкретные меры – федеральный центр подготовки судей, порядок назначения председателей судей через выборную процедуру, ограничение для пребывания в данной должности. «Считаю важным и участие гражданского общества в работе квалификационных коллегий судей, необходимо присутствие там как юристов, так и правозащитников», – подчеркнул Брод.
Старший партнер Московской коллегии адвокатов «Аронов и Партнеры» Антон Емелин сказал «НГ» о том, что было бы неплохо увидеть и изменения в практике самого ВС по рассмотрению кассационных и надзорных жалоб: «Много было решений, которые действительно нужно было пересматривать, но ВС не реагировал на явные случаи незаконного вынесения». А если бы ВС выявлял такие дела, то «это безусловно способствовало бы росту доверия к судебной системе».
Например, заметил Емелин, следовало бы обратить внимание на странную ситуацию с оспариванием нормативно-правовых актов. Если кто-то оспаривал какой-то акт в порядке Кодекса административного судопроизводства не очень успешно, то есть получил отказ в иске, остальные граждане все равно лишаются права других исков в отношении того же документа. Даже если это как бы прецедентное решение, по мнению будущего потенциального истца, имеет все признаки незаконного и необоснованного, но оно так и не было обжаловано либо просто устояло и вступило в силу. «Получается так, что никто больше не может оспаривать, поскольку предполагается, что акт проверен целиком – и не только по тем основаниям, по которым его оспаривали. А это установлено пунктом 19 постановления пленума ВС от 2018 года. Заявитель имеет право только кассационного обжалования, что существенным образом ограничивает права», – пояснил эксперт.
Непонимание, подчеркнул Емелин, вызывают и краткие сроки подачи замечаний на протоколы судебных заседаний, особенно в свете того, что изготавливаются они зачастую с нарушением сроков. «Несовершенно и приказное производство. Например, зачем допускать судебные приказы в сфере ЖКХ, множество из которых явно ошибочны и впоследствии отменяются. Но при этом с граждан успевают списывать денежные средства, которые им впоследствии приходится возвращать, затрачивая силы и время», – подытожил эксперт.
Адвокат Асад Джабиров заметил «НГ», что не питает иллюзий по поводу каких-то существенных изменений при смене председателя ВС. Вряд ли нынешняя ситуация неожиданна для руководства и самого суда, и страны, видимо, «все уже были готовы к неизбежности принятия кадровых решений». То есть кандидатура преемника подбиралась заранее, а раз так, то «скорее всего это будет руководитель, лояльный к сложившимся устоям и механизмам». Но, конечно, надежда на новый вектор, по его мнению, все-таки есть. Джабиров назвал «НГ» ряд предложений и подчеркнул: главное прежде всего то, что эти изменения вполне под силу и самому ВС. Например, необходимо уменьшить число заключений под стражу и последующих продлений сроков ареста в СИЗО. И вместо того добиваться большего применения альтернативных мер, например денежного залога. Хотя бы по ненасильственным составам – и преимущественно экономическим, а также вообще поставить наконец точку в том, когда преступление совершено все-таки в связи с предпринимательской деятельностью. И для этого всего ВС будет достаточно отстаивать свои же позиции, выраженные в постановлениях пленумов, то есть отменять неправосудные решения нижестоящих судов. По большому счету, отметил Джабиров, закон уже регулирует наиболее важные процессуальные вопросы, проблемными они становятся только в ходе их применения.
Как сказал «НГ» адвокат адвокатской палаты Санкт-Петербурга, председатель президиума коллегии адвокатов «Лапинский и партнеры» Владислав Лапинский, упадок судебной системы начался примерно в середине 90-х годов. Судьи стали превращаться в чиновников, назначаемых пожизненно, с огромными окладами и привилегиями, и потому они просто вынуждены угождать власти. Формирование судейского корпуса происходит только из своих, то есть проверенных. Контроль над судьями чисто формальный, по словам Лапинского, «надо очень насолить судейскому сообществу или резко пойти против интересов власти, чтобы на судью возбудили дело в квалификационной коллегии».
Он, впрочем, полагает, что если к руководству ВС придет выходец как бы из «не до конца сломленной арбитражной системы», то, возможно, и последуют шаги по корректировке судопроизводства в стиле арбитражного суда до его ликвидации как отдельного направления. Правда, скорее всего «эти шаги будут очень осторожными и точечными, так как в перестройке судопроизводства отсутствует потребность у властных элит». Ведь современный суд – это детище нынешней административной машины. Если бы для той назрела необходимость в другом суде, то никто бы не помешал давно отправить прежнее руководство ВС на пенсию. И строить новый суд с новыми людьми, вместо того чтобы «продлевать полномочия «до березки».