Итоги выборов: подавляющее электоральное преимущество Владимира Путина обезличило фигуры конкурентов. Фото Sputnik/Reuters
На заседании ЦИК РФ 21 марта был торжественно подписан итоговый протокол президентских выборов. Председатель Центризбиркома Элла Памфилова разъяснила, в чем беспрецедентность прошедшей кампании. И рекордное число голосов, поданных за действующего президента, не было главной темой ее доклада. Лейтмотивом стало разоблачение тех планов по срыву голосования, которые недружественные России страны вынашивали, но так и не смогли осуществить. Поэтому историческое, по словам Памфиловой, событие свершилось. Бывшие кандидаты, за исключением не явившегося на праздник коммуниста Николая Харитонова, опять констатировали безоговорочную победу Владимира Путина. А глава государства в обращении к гражданам еще раз обещал взять все нужное из программ конкурентов.
В ЦИК по итогам кампании не поступило для рассмотрения ни одной жалобы, а потому подвести итоги выборов получилось весьма оперативно – спустя четыре дня после голосования. Окончательный результат кандидата Путина – 76,3 млн голосов, или, иными словами, своего рода квалифицированное большинство избирателей. И это даже более важно, чем беспрецедентная за всю историю постсоветской России поддержка действующего главы государства в 87,3%. Потому что последнее – весьма условная величина, при низкой явке – часто даже и смешная. Однако когда президент собирает в своих руках более двух третей списочного состава граждан, обладающих активным избирательным правом, то это можно интерпретировать как мандат на любого рода изменения.
И теперь остается только наблюдать за тем, какие решения будет принимать власть уже в самое ближайшее время после пятой инаугурации Путина 7 мая. Напомним, однако, что еще до нее стартует кулуарное обсуждение возможного кадрового обновления управленческой вертикали. Его поименные последствия, наверное, тоже смогут многое подсказать насчет перспектив развития страны. Пока же избранный президент сразу после официального постановления Центризбиркома обратился к гражданам РФ. И сразу заявил: «У каждого кандидата был свой подход к решению конкретных проблем. Все конструктивные предложения, все идеи, которые нашли отклик у избирателей, обязательно используем в нашей общей работе в интересах развития страны».
Стоит отметить, что подобный респект своим как бы конкурентам Путин высказывает за последние дни едва ли не в четвертый раз. Возможно, это следовало бы считать и некими извинениями с его стороны за мизерные результаты, полученные партийными кандидатами. Впрочем, поскольку президент обычно не признает ошибочности или даже сомнительности каких-либо своих действий либо решений, то такие слова скорее всего означают гарантии этим парламентским партиям на будущее. Например, в ходе региональных выборов ближайших лет, а также думской кампании-2026. Что же касается собственных планов, то их Путин гражданам тоже представил: «Сделаем все, чтобы масштабные национальные проекты и программы, о которых недавно подробно говорил в Послании, были реализованы». А до этой фразы президент благодарил избирателей и за поддержку, и за доверие, подчеркивая, что их масштаб накладывает на него и правительственную команду еще большую, чем прежде, ответственность. «Это поддержка политического и экономического курса нашей страны, наших общих результатов, которые, конечно, должны быть больше, но уже сегодня делают Россию еще более сильной и независимой», – сказал Путин, что также вовсе не было никаким извинением.
Между тем была замечена такая любопытная деталь: то ли президентское обращение оказалось синхронизировано с заседанием ЦИК 21 марта, то ли, наоборот, ход последнего подгонялся под кремлевский тайминг. Потому что Памфилова произносила свой доклад больше часа, говоря примерно одно и то же – недружественные России государства Запада сделали все, чтобы сорвать выборы, но ничего у них тут не вышло. И все представленные в выступлении данные как раз и подчеркивали именно эту мысль. При этом глава ЦИК либо была сильно взволнована, либо по ходу дела знакомилась с правками своей речи. Потому что она неоднократно перекладывала или переворачивала какие-то бумаги, вспоминая о том или ином факте и возвращаясь к тем или иным этапам президентской кампании. В адрес же враждебного внешнего окружения Памфилова в выражениях не стеснялась.
Окончательные итоги выборов ЦИК России по традиции подводит на основании только бумажных носителей. Фото РИА Новости |
В остальном же в ходе кампании все реализовывалось достаточно успешно, что подтвердили и пришедшие на заседание кандидаты Леонид Слуцкий и Владислав Даванков. Вместо не явившегося на этот праздник коммуниста Харитонова выступил глава юрслужбы КПРФ Георгий Камнев. И он не стал выносить на публику какие-либо претензии, но поздравил, причем не с победой, а с завершением выборов, именно всех россиян. Слуцкий поддержал тему враждебного вмешательства, Даванков ее развивать не стал, но оба они еще раз констатировали победу Путина, то есть и всего российского народа. Показательно, что никто на заседании Центризбиркома иных итогов кампании подводить не стал. Хотя, конечно, хотелось бы узнать экспертное мнение, например, о несостоявшемся выдвижении оппозиционера Бориса Надеждина. Видимо, политики, которые позволяют себе критически высказываться о СВО, в нынешних условиях быстро становятся париями, что, кстати, не захотел для себя тот же Даванков, обошедшийся без официальной передачи ему голосов надеждинских сторонников.
Однако по итогам заседания ЦИК 21 марта все-таки вызывает вопрос подчеркнутая антизападная риторика Памфиловой, которая скорее подходила бы для начала кампании, а не ее финала. Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов напомнил «НГ»: «Это следствие репозиционирования. На заре работы в ЦИК она пыталась продвигать себя в качестве «анти-Чурова», то есть адепта снижения административного воздействия на выборы и нейтрального игрока. Однако ни один из этих образов не удалось визуализировать – и поэтому главной угрозой она стала называть не административное воздействие и неравность реальных возможностей кандидатов, а внешнее влияние. Сам же Центризбирком предстал в качестве аналога силовой структуры, стоящей на страже национальной безопасности».
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин пояснил «НГ»: «Памфилову можно понять, подготовка выборов – это долгая, кропотливая и насыщенная работа. Факты умышленного давления на выборы и провокации действительно были, поэтому, видимо, глава Центризбиркома пережила за эту кампанию – и особенно в дни голосования крайне нервное напряжение. Вот она эмоционально и разгрузилась на итоговом заседании». Между тем, по его мнению, главные итоги кампании в том, что несмотря на запредельное внешнее давление, в условиях которого выборы в России проводились впервые, они оказались репрезентативными, да еще и с рекордными явкой и результатом. Даже за рубежом главный кандидат показал убедительный результат, напомнил Мухин, а потому «теперь президент может Западу жест в полруки показать». Вывод же из кампании эксперт сделал такой, что из всех партий в выигрыше пока только «Единая Россия», которая хотя и отошла на второй план, но «активно подавала президенту патроны в тылу». КПРФ сдала свои позиции, хотя вроде бы и подтвердила статус второй партии, однако мизерный результат по сравнению с предыдущими выборами заставляет ее искать новые электоральные группы и подходы. Четвертое место кандидата ЛДПР, возможно, станет проблемой для позиций Слуцкого внутри партии, ему, возможно, даже станут искать сменщика, предположил Мухин. Ну а Даванков хотя и обеспечил «Новым людям» третье место, то есть неплохой результат, совершил политическую ошибку: «Он позиционировался как пацифистский кандидат, а потом на встрече с президентом активно поддержал СВО, перешел на другую сторону баррикад. Этого ему никто никогда не забудет, что может ударить по партии во время думской кампании. На протестный либеральный электорат они отныне могут не рассчитывать. В то же время от этого выиграл лидер партии Алексей Нечаев, который теперь со спокойной совестью может задвинуть Даванкова подальше».
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин объяснил «НГ» диспозицию 21 марта: «Задача Центризбиркома в том, чтобы, во-первых, показать власти, какую трудную и гигантскую работу члены комиссии проделали, что их сотрудники мужественны и трудолюбивы. Во-вторых, у ЦИК явно прослеживается тот нарратив, что, мол, справимся и дальше. Дескать, не удалось врагам поколебать выборы нашего президента, не получится – и Госдумы». Поскольку ЦИК продемонстрировал, что справился с провокациями, теперь есть заявка на то, чтобы и дальше продолжать работу в нынешнем составе. «Кроме того, Памфилова во многом копирует риторику Дмитрия Медведева, а она, как известно, востребована в нынешней политической системе», – подчеркнул Макаркин. Его выводы по результатам кампании такие: во-первых, президент получил полный карт-бланш на любые действия, во-вторых, избиратели руководствовались больше все-таки внешнеполитическими факторами, чем внутриполитическими. А это значит, что если во внешней политике ограничителей со стороны общества на действия президента нет, то во внутренней политике они все-таки имеются. «Если в одном случае люди исходят из того, что президенту виднее, то в другом они смотрят на свой кошелек», – пояснил Макаркин. При этом он предположил, что партия власти все равно может пойти на не очень популярные меры, хотя только с оглядкой на общественное мнение. В-третьих же, полагает эксперт, фактор СВО будет играть меньшую роль на думских выборах, поскольку президента там нет. Что же касается Надеждина, то Макаркин констатировал: «Эти выборы обозначили границу, что раз Надеждин тот кандидат, который критикует СВО, то он не получает регистрацию. Потому что, как ни крути, было бы странно для людей, что пока одних арестовывают и штрафуют за такие же утверждения, Надеждин спокойно ведет кампанию. Тот же Даванков все-таки состоит в партии, которая находится в СВО-консенсусе. Но на президентских выборах нахождение вне этих рамок уже неприемлемо. А на думских выборах посмотрим, как будет вести себя «Яблоко», дадут ли ему спокойно их проводить».