Геннадий Зюганов заявил, что его партия сохраняет консенсус с властью из-за тревожной международной ситуации. Кадр из видео с канала КПРФ на YouTube
Уже на будущей неделе КПРФ собирает президиум ЦК для подготовки общероссийского партсобрания. В мае решено провести пленум по предстоящим осенью выборам в регионах. Как выяснила «НГ», главными задачами единого дня голосования (ЕДГ) 2024 года станут возвращение части левого ядра, ушедшего к власти из-за патриотических соображений, и возобновление отношений с общепротестными избирателями, которые покинули коммунистов, слившихся в консенсусе с властью в условиях СВО. Шансы на успех повторного захода КПРФ в прежнюю электоральную реку, по мнению экспертов, есть, но не более чем 50 на 50.
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов, выступая 19 марта в Госдуме, заявил, что итоги президентских выборов, которые всеми сейчас подводятся, «носят исключительно принципиальный характер». Он как раз и анонсировал и заседание президиума ЦК, и намеченное открытое партсобрание в онлайн-режиме. В ожидании встречи лидеров парламентских фракций с президентом РФ Зюганов напомнил, что проблемы, которые были в стране до выборов и во время них, и после завершения кампании никуда не делись. «Решение этих проблем будет зависеть от того, какую команду сформирует президент», – подчеркнул руководитель КПРФ.
Между тем пока самой партии предстоит решение даже более насущной и точно – более срочной задачи. Надо добиваться возвращения ушедших от нее избирателей. По ходу именно президентских выборов от электората КПРФ в большей степени, чем раньше, откололись два крупных сегмента. Часть ядра отошла для того, чтобы сплотиться вокруг Верховного главнокомандующего, при этом, судя по всему, одни из последних представителей общепротестных слоев отправились прочь, чтобы изучить пацифистскую повестку кандидата «Новых людей». Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов, похоже, пока выработал лишь общие направления работы по возвращению этих групп, что и станет основной задачей ЕДГ-2024.
В соцсетях он опубликовал три тезиса. Во-первых, важно не столько сохранение традиционного второго места, сколько «политической субъектности и возможности принимать решения в диалоге с системой, а не в режиме ее бессловесного придатка, как прочие парламентские партии». Во-вторых, результатом в 4,3% Николая Харитонова, то есть потеря 57% поддержки парткандидата 2018 года, – это «лишь частичное сохранение позиций в крайне сложных условиях». В-третьих, КПРФ действительно предстоит «возвращать отколовшуюся общепатриотическую часть ядра и восстанавливать диалог с общепротестной частью избирательского корпуса».
Конечно, коммунисты в теории могли бы привлекать граждан и более радикальной позицией по отношению к власти, и несколько более миролюбивыми подходами к той же СВО, но скорее всего ничего из этого в нынешних условиях сделано не будет. И, скажем, Обухов говорит о более осторожных обращениях к разным группам электората. Он пояснил, что результаты президентских выборов не стоит распространять на все будущие кампании, ведь часть избирателей ушла не от КПРФ, а к Верховному главнокомандующему. Для участия в выборах заксобраний и муниципальных советов, а также Госдумы они, очевидно, вернутся к партии. Так, по его словам, уже было в 2021 году: на парламентских выборах КПРФ набрала 18,93%, тогда как на президентских за три года до этого только 11,77%. Что же касается общепротестного электората, то Обухов подчеркнул, что КПРФ остается единственной правозащитной партией в широком смысле этого слова: «Общепротестникам некуда деваться, кроме как к нам идти. Потому что рано или поздно они увидят, что «Новые люди», за которых они голосовали авансом, поддерживают все запретительные и антисоциальные инициативы власти».
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин пояснил «НГ»: «Вернуть избирателей сложно – как говорится, в одну реку дважды не зайти. Если партия хочет нарастить результат, то радикальным решением был бы ребрендинг, смена концепции электорального существования. Ушедшие же избиратели, как показывает опыт, редко возвращаются». По его мнению, работа по местной и региональной повестке, конечно, важна, но она даст небольшой электоральный эффект: «Нужно искать новые формы работы с избирателями и электоральные ниши». Протестников, отметил Мухин, можно попытаться вернуть, ведь действительно «существует политическое разочарование, когда люди понимают, что их обманули, когда кандидаты не выполняют своих обещаний – и вот уже Даванков, который позиционировался как пацифистский кандидат, на встрече с президентом высказывается в духе консенсуса по СВО». Правда, проблема в том, что разочарованные избиратели чаще вовсе перестают ходить на выборы. «КПРФ политически засыпающая партия, ее надо будить. А еще есть проблема отсутствия новых лиц. Поэтому необходимо в принципе менять концепцию работы с избирателями, нужен креативный взрыв в хорошем смысле этого слова», – подчеркнул Мухин.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ», что на самом деле вернуть избирателей можно. К примеру, у ЛДПР перетекание электората в зависимости от типа выборов идет как минимум с 2012 года. «Избиратели даже ядерные могут мигрировать между парламентскими и президентскими выборами, но для коммунистов такое впервые. Так что скорее всего электоральное ядро вернется к КПРФ на всех уровнях. В Госдуме, закосбраниях и муниципалитетах президента нет, а с позиции патриотической можно проголосовать и за эту партию. Но вот общепротестный электорат, если он уходит, то, как правило, уже навсегда. Поддержавшие Даванкова вряд ли вернутся к КПРФ, у этих избирателей теперь совсем другая мотивация», – подчеркнул Макаркин. Он считает, что хотя отработка протестной повестки на местном и региональном уровне всегда играет свою роль, сейчас все же важнее подумать, например, о новых и более молодых харизматичных фигурах. «Смирение КПРФ на президентских выборах в теории должно сыграть свою роль в том, что на выборах других уровней у нее не должно быть проблем. Кроме того, партийных брендов мало, поэтому свою поддержку коммунисты будут сохранять, чему пример ЛДПР. Но результаты президентских выборов могут ударить по партиям с другой стороны – и КПРФ нужны будут усилия, чтобы вернуть не только избирателей, но еще и спонсоров. Поэтому ЕДГ-2024 во многом станет показательным и определяющим», – считает Макаркин.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заявил «НГ»: «Анализ Обухова вполне объективен, но как они будут решать эту проблему? Тайна сия велика есть. Кого будут критиковать? Где для левых образ врага? Зюганов вот собирается говорить с Путиным про «пятую колонну». Таким способом общепротестный электорат не вернуть. Поэтому единственное радикальное решение – перезагрузка партии со сменой лидера».