Перед выборами кандидат КПРФ Николай Харитонов проинструктировал красных наблюдателей. Фото с сайта www.kprf.ru
На 18 марта намечена пресс-конференция руководства КПРФ по итогам выборов. Как выяснила «НГ», партия на своих официальных ресурсах фиксирует разнообразные нарушения. К середине третьего дня голосования центральный штаб КПРФ отработал около 200 сообщений о крупных инцидентах и составил для отправки в Центризбирком 32 расширенные жалобы. Эксперты пояснили, что результаты такого наблюдения со стороны системной политической силы, видимо, будут иметь последствия в случае крайне низкого результата кандидата левых.
На пресс-конференции 18 марта о ходе предвыборной гонки, об организации наблюдения за ходом голосования и его итогах расскажут кандидат в президенты Николай Харитонов, лидер КПРФ Геннадий Зюганов, первый зампред ЦК Юрий Афонин, зампред ЦК Дмитрий Новиков, член президиума ЦК Георгий Камнев и секретарь ЦК Александр Ющенко. Иными словами, это те, кто был основными спикерами партии в ходе избирательной кампании.
По наблюдению «НГ», центральный сайт КПРФ все три дня активно фиксировал нарушения в отдельных регионах, таких сообщений десятки. А есть еще и региональные сайты, и Telegram-каналы отдельных партактивистов, где они поступающие жалобы комментируют наиболее жестко. Сообщения же все три дня шли самые разные: тут и массовый сгон избирателей, и удаления наблюдателей с участков, и даже голосование прямо в продуктовом магазине. А скажем, в Ростовской области коммунисты выявили, что явка за два дня составила 61,5%, но «элементарное сравнение данных с актов УИК о проведении голосования с использованием стационарного ящика для голосования и сейф-пакета и введенными данными в систему ГАС «Выборы» демонстрирует удивительную разницу».
Естественно, в сторону большей явки, чем следует из полученных партийными наблюдателями копий протоколов. Разница, по данным из ростовской КПРФ, составила почти 2 тыс. человек, по данному факту отправлены заявления в прокуратуру. Как следует из заявлений амурских коммунистов, число голосующих вне помещения превышает число проголосовавших в самих комиссиях. В Калужской области во время проведения надомного голосования часть избирателей, наоборот, не пускала членов комиссии в квартиры, потому что те, дескать, явились без приглашения.
Глава юрслужбы КПРФ Георгий Камнев сообщил «НГ», что, по его наблюдениям, нарушений на этих выборах в разы меньше, чем прежде. Так, пока есть лишь около 200 зарегистрированных в центральном штабе фактов нарушений, которые объединены в 32 документальные жалобы, посланные в ЦИК. «Обычно к этому времени мы фиксируем уже около тысячи нарушений. Но сейчас объективно у действующего президента большой рейтинг – и нет смысла заниматься подтасовками. Хотя, наверное, где-то на местах остаются чиновники, которые хотят отличиться перед начальством», – подчеркнул он. Однако если будут выявлены и подтверждены злостные нарушения, например, массовые подвозы или вбросы, то партия, естественно, будет обращаться в суды, но пока такого вроде бы нет.
Секретарь ЦК Сергей Обухов заметил «НГ», что партия, как всегда, ловит фальсификаторов, оформляет жалобы в ЦИК и идет в суды. «Фиксируем вбросы, удаление наблюдателей, наплыв бюджетников на голосование. В регионах все это остается, в целом не исчезли и такие традиционные нарушения, как информнеравенство кандидатов, административное давление и корпоративное голосование. Но ждать ли от этого чего-то сенсационного с точки зрения политических последствий, это сказать пока сложно», – пояснил он.
Между тем некоторые оппозиционные ресурсы, наоборот, обвиняют КПРФ в отзыве очевидно активных наблюдателей. Что, кстати, в нынешних условиях, когда партия не хотела бы ссориться с властью в условиях СВО, вполне понятно.
«НГ» спросила экспертов о том, а какой смысл левым наблюдать за выборами, если победитель известен заранее? Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил: «Сообщения о нарушениях со стороны КПРФ – часть «торга» за результат. Займет Харитонов второе место – тут же все забудется. Хотя, безусловно, КПРФ волнует и жизнь после – на других выборах им придется биться за каждый голос. Поэтому готовность бороться с нарушениями и отстаивать свой результат надо сохранять. Да и не могут же они в одночасье отказаться от критического наблюдения и перейти к апологии».
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил: «Несмотря ни на что ядерный электорат КПРФ привык к тому, что эта партия все-таки оппозиционная, пусть она и поддерживает власть в условиях СВО. КПРФ стремится сберечь свою идентичность». По его словам, КПРФ – это некий лояльно-оппозицонный кентавр, так что «если партия откажется от одной своей части, то это обернется либо разочарованием избирателей, либо конфликтом с властью». А у партии реально есть актив на местах, есть наблюдатели, есть устоявшаяся практика, которую «сложно, да и не зачем отменять». Макаркин предположил, что по итогам выборов от левых стоит ждать жалоб к власти, но делегитимизировать выборы они не будут. «Прошлый опыт солидарности с несистемной оппозицией, громкие судебные дела и непризнание отдельными регионами результатов, скорее всего, навсегда останутся для этой партии в прошлом. К тому же и сама она, и ее кандидат Харитонов образца 2004-го и 2024-го сильно различаются. К тому же опыт 2018-го с протестным голосованием за Грудинина ударил тогда по партии сильно, так что сейчас коммунисты более осторожны. И поскольку ни кандидат, ни риторика не тянут на жесткую оппозиционность, то надо как-то компенсировать это ловлей нарушений. По итогам они всем нам заявят, как это принято еще с советских времен, что были отдельные нарушения, поругают ДЭГ, ситуацию в ряде регионов и на каких-то участках, но все это обойдется без серьезных политических последствий», – пояснил эксперт. Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин заявил «НГ», что «коммунисты отрабатывают оппозиционную тактику, выявляя нарушения на фоне общей картины, потому, что если на этих выборов результат никого не удивит, то ведь впереди еще будут выборы в заксобрания и муниципалитеты, а также в Госдуму». То есть партия демонстрирует протестному электорату, что она остается «храмом оппозиции, левые вообще относятся к своей оппозиционности как к сакральной вещи». Потому они, претендуя на монополизацию оппозиционной повестки, и обвиняют другие партии и иных кандидатов в том, что «те не настоящая оппозиция и подыгрывают власти». Эксперт напомнил, что нарушения есть на любых выборах, но гипертрофированное внимание к ним характерно для несистемных сил, но «КПРФ, демонстрируя позицию на страже честных выборов, будет стремиться и дальше аккумулировать весь протестный электорат, в том числе и тот, что ушел от нее с началом СВО, то есть либеральный».