Участковые комиссии подводят предсказуемые итоги трехдневной гонки за избирателями. Фото РИА Новости
К середине третьего дня голосования подсчет явки показал, что достигнуто превышение ее итогового значения в 67,5% 2018 года. Но счетчик ЦИК продолжал крутиться, и стало ясно, что показатель вряд ли окажется ниже 75%, а скорее всего приблизится к 80%. Активность ответа на максимально очевидный вопрос была основной проблемой кампании, но ее разрешила конкуренция регионов и корпораций, то есть админресурса, за попадание в список рекордсменов. Похоже, главному кандидату в президенты РФ полагается около двух третей от общего числа избирателей, что с лихвой перекроет прошлое достижение в 56,4 млн, или половину от тогдашнего списочного состава. Политический протест на участках в полуденный час 17 марта, как и хулиганские действия отдельных граждан мобилизацию лоялистов только подстегивали.
Трехдневное голосование, которое в этом году впервые применяется на выборах главы государства, проходило на устойчивом фундаменте длительной досрочки почти в половине регионов. К тому же трехдневка была основательно армирована дистанционным электронным голосованием (ДЭГ), совокупный потенциал которого на федеральной и московской платформах составлял не менее 10 млн голосов. Уже только при этих условиях основной кандидат – действующий президент РФ Владимир Путин легко побеждал трех конкурентов из числа представителей парламентских партий.
Однако дело было в том, что инкумбент, то есть должностное лицо, баллотирующееся на тот же пост, который оно и занимает, вынужден был соревноваться со своими же результатами, полученными на предшествующих выборах. Напомним, что это были 76,7% от пришедших на участки. А главное, тогда фаворит кампании впервые набрал более чем половину от списочного состава избирателей – 56,43 млн голосов. Тогда в целом в России было 109 млн граждан, обладающих активным избирательным правом, так что Путин взял себе с запасом. Более того, та цифра позволила бы и сегодня, когда ЦИК объявил о 112,3 млн избирателей, считать себя избранником большинства россиян. Другое дело, что тогда бы оказалось, что за шесть лет не случилось положительной динамики, а это было бы своего рода поражением.
Поэтому не было удивительным, что с утра 15 марта с бюллетенями в руках стали фотографироваться не только губернаторы, но и самые высокопоставленные чиновники. Под конец первого дня голосования показали и процедуру вхождения в ДЭГ и самого Путина. Как объяснил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, онлайн-участие было выбрано в связи с его удобством. Подробностей не последовало, а они были бы интересны: с одной стороны, постоянную регистрацию глава государства имеет в Москве, следовательно, голосовать должен был на отдельной столичной платформе, а с другой – волеизъявление он осуществил в подмосковной резиденции Ново-Огарево, а стало быть, через общефедеральную платформу. Хотя, конечно, у президента, возможно, есть универсальный доступ прямо в ГАС «Выборы».
Хроника же набора явкой ее необходимой высоты стала увлекательным сериалом, начало которого вроде бы ничего интересного не предвещало. Скажем, в 10 часов утра с небольшим первого дня, с учетом активного подключения дальневосточных и сибирских регионов, показатель был низковат – около 3%. Однако через пару часов стало почти 6%, а к обеду – сильно больше 7%. Начал набирать ход и федеральный ДЭГ, что было важно, потому что в нем, в отличие от столичного, имелись сомнения. Ведь из 38 млн потенциальных голосов в Сеть попали чуть более 5 млн. После обеда процесс пошел по всем направлениям: в 18.00 15-го числа явка составила более 25%, или 25 млн человек. А в федеральном ДЭГ этот показатель превысил 65%.
Пятница, 15 марта, стала днем всеобщей мобилизации. Региональные власти призывали лояльный электорат (его кое-кто из экспертов обидно называет зависимым) идти на выборы, а крупные корпорации, градообразующие предприятия, коммунальные компании и прочие обладатели массовой рабочей силы ее прямо влекли на участки. Было хорошо заметно, что среди регионов идет конкуренция за то, кто из них возглавит список рекордсменов мобилизации. Ее подстегнули, без сомнения, случаи хулиганских действий на участках со стороны отдельных граждан – либо несознательных в силу возраста, либо обманутых вражеской пропагандой и психологической обработкой.
На обычном избирательном участке на окраине столицы в первом часу случился небольшой ажиотаж. Фото Александры Родиной |
По итогу первого дня уровень участия граждан в нынешних выборах составил 36%. Но этого было, конечно, недостаточно на фоне явных лидеров – новых субъектов РФ, среди которых передовиками оказались ДНР (69,3%) и Херсонская область (68,7%). Поэтому в течение второго дня стимулированию подверглись более широкие слои как бы заведомо лояльного электората – бюджетники всех мастей. Результаты не заставили себя долго ждать: во второй половине 16 марта 80% дал двуглавый ДЭГ, после чего совокупная явка превысила 45,5%. После 16.00 ее значение перевалило за 50%, а завершился день такой цифрой – 55,1%.
Понятно, что за ночь подсчет продолжался, а потому утром 17 марта председатель ЦИК России Элла Памфилова объявила о выходе за 60%. В обед стало уже 67,54% с учетом всех закромов, включая обе системы ДЭГ, а это означало, что за полдня до завершения процедуры голосования результат выборов-2018 превзойден. При этом показательной стала интерпретация той же Памфиловой очередей, которые выстроились после 12.00 даже в самых вроде бы спокойных регионах страны. По ее мнению, люди были сильно возмущены хулиганством последних дней, вот они и решили все-таки выйти на улицу. Однако уже до этого было хорошо известно, что в этот час собиралась прийти на участки именно оппозиция, а точнее, та призвала это сделать протестно настроенных избирателей. Например, на окраине Москвы участок № 913 был безлюден без пяти минут полдень, а уже с десять минут первого очередь протянулась от крыльца школы до калитки в ее заборе. Правда, уже минут через 15 людей снова не стало.
Зато бальзамом на оппозиционные души стали заграничные участки, особенно в так называемых странах релокации, то есть в большинстве государств СНГ. Там очереди обвивали целые кварталы, но будет любопытно посмотреть потом, сколько голосов оттуда придет к главному кандидату, сколько получит оставшаяся троица, а сколько будут считаться недействительными. Пока же дело идет, видимо, к тому, чтобы Путин мог рассчитывать примерно на 75 млн голосов, что составит две трети от нынешнего числа избирателей и покажет несомненный рост его поддержки. В процентном же раскладе результат будет опять же зависеть от явки, но планку в 77%, безусловно, необходимо будет взять. И это может уронить как минимум одного из его спарринг-партнеров по бюллетеню за черту в 3%, что лишит ту или иную партию разового госфинансирования в размере 152 руб. за один голос.