Фото сайта duma.gov.ru
На заседании Госдумы 12 марта выносится проект обращения к парламенту Федеративной Республики Германия. Внимание немецких депутатов их российские коллеги обращают на недавнюю утечку информации о разговоре германских военнослужащих высокого ранга о поставках Украине дальнобойных ракет «Таурус» и их возможном применении по целям на территории РФ. Между тем с начала этого года нижняя палата приняла уже полдесятка заявлений, направленных вовне. Прежде международные отношения были полной прерогативой президента и делом МИДа, задействован в них лишь частично был и Совет Федерации. Однако теперь серьезные полномочия по информационному обеспечению внешней политики, похоже, переданы именно Госдуме.
Текст обращения Госдумы к Бундестагу выглядит противоречиво: наряду с призывами разобраться в инциденте упоминаются и действия «гитлеровского люфтваффе». Вряд ли это настроит германских парламентариев на конструктивный лад, тем более что часть правящей коалиции ФРГ как раз и требует от правительства поставить Украине «Таурусы» напрямую или по некой хитрой схеме. «В этих условиях утверждения канцлера Олафа Шольца о нецелесообразности поставок ракет дальнего радиуса действия вызывают закономерные сомнения и могут быть направлены на сокрытие истинных целей немецкой политики на украинском направлении», – указывается в обращении Госдумы.
Очевидно, что такие заявления не могут быть плодом депутатских измышлений и результатом их самодеятельности. Налицо намерение произвести информационный удар по германским властям, чтобы, видимо, вынудить их к тем или иным действиям. Однако в той же ФРГ вряд ли считают Госдуму РФ полноценным внешнеполитическим субъектом, а потому, наверное, официальной реакции не последует. Между тем, как подсчитала «НГ», с начала года это будет уже пятое заявление нижней палаты, направленное на внешний мир. В январе депутаты ругали власти Болгарии за возможный снос памятника солдату Алеше, привлекали внимание международного сообщества к обстрелам российских территорий украинскими войсками, требовали от Национального собрания Франции разобраться с тем, что делают военнослужащие этой страны в зоне СВО. В феврале же Госдума указала Конгрессу США на ситуацию со сбитым американской зенитной системой российским самолетом с украинскими военнопленными.
Иными словами, депутаты активно проводят информационное обеспечение внешней политики РФ, за которую, напомним, они вовсе не отвечают. Это исключительная прерогатива президента, который поручает определенные действия МИД РФ – и иногда верхней палате парламента. Однако теперь ситуация, похоже, по каким-то причинам меняется. Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что на самом деле Госдума уже с начала СВО стала делать внешнеполитические заявления, причем и на уровне парламента, и на уровне руководителей Госдумы. И это уже стало нормой: «Просто раньше к таким вещам было меньше внимания, потому что, во-первых, это было не так часто, а во-вторых, не по таким острым вопросам. Всех интересовали заявления президента и МИДа, а депутаты привлекали меньше». Макаркин пояснил, почему это сейчас произошло. Потому что, по его мнению, все-таки в первую очередь делается расчет на внешнюю аудиторию, россиянам внутри страны происходящее объясняет прежде всего президент, слова которого уже трактует телевизор.
Однако президенту не по чину комментировать каждый вопрос по международной проблематике, поэтому тут выступают и МИД, и депутаты. При этом, поскольку контакты РФ с большинством парламентов разорваны, эти депутаты в основном ездят в Китай, Венесуэлу и Саудовскую Аравию. А с Западом Госдума общается посредством риторических заявлений. Тем не менее, пояснил Макаркин, все-таки у этих обращений есть и конкретные адресаты – это партии и политики, которые либо симпатизируют РФ и поддерживают ее, либо хотя бы критично по тем или иным причинам настроены по отношению к поддержке Украины своими властями.
«Например, это «Альтернатива для Германии» и «Союз Сары Вагенкнехт» – в Германии, во Франции – «Непокоренная Франция» Жан-Люка Меланшона и Французская коммунистическая партия. И вот, к примеру, на встрече Макрона с руководителями парламентских фракций коммунисты страны высказывают свои опасения по поводу возможного вмешательства Франции в СВО. Депутаты выступают с той или иной степенью критичности по отношению к руководителям своих стран кто-то справа, кто-то слева. А кто-то считает, что Россия в своем праве, другие же уверены, что виноваты и Россия, и Украина. Но все эти критики могут использовать если не прямо, то опосредованно как раз те аргументы, которые прозвучат от российской Госдумы. Может быть, прямой ссылки на них и не будет, но аргументацию можно подкрепить. То есть сигнал с Охотного Ряда найдет своих адресатов», – полагает Макаркин.