Партийные наблюдатели часто присутствуют на участках лишь для проформы. Фото Александра Артеменкова/PhotoXPress.ru
Как выяснила «НГ», Борис Надеждин смог собрать около 5 тыс. волонтеров для наблюдения за выборами по всей стране. Они были предложены прежде всего КПРФ и «Новым людям», после чего большинство их реготделений от помощи отказались как от излишней. Надеждин уверен, что был сигнал сверху, но, например, коммунисты отвечают, что надо было обратиться к руководству партии. Эксперты пояснили, что системным политструктурам не нужны оппозиционные активисты, которых власти, похоже, подозревают в попытках скандализировать ход голосования.
Надеждин в самом начале последней недели избирательной кампании объявил о новом проекте – об опросе граждан об их голосовании на выходах из избирательных участков 17 марта.
При этом выборы президента вообще-то предполагается проводить в течение трех дней.
Несостоявшийся кандидат указал, что обычно так называемые экзитполы проводят разные социологические службы, СМИ или сами партии. «На прошлых выборах, как сообщали ТАСС и Интерфакс, уровень поддержки Путина по экзитполам был рекордный – 73,9%. А сразу после Путина шел Грудинин», – напомнил Надеждин.
Глава федерального штаба Надеждина Дмитрий Кисиев сообщил «НГ», что сейчас в такие опросчики записалось уже около 500 человек по всей стране. Работать они будут именно 17 марта, при этом за рубежом есть еще пара сотен активистов, которые готовы проводить экзитполы в странах своего пребывания. По мнению же Надеждина, экзитполы покажут, за кого решили голосовать россияне в той ситуации, «когда двух кандидатов с мирной позицией до выборов не допустили». Он в очередной раз призвал сторонников профинансировать и данный проект. Напомним, что на прошлой неделе Надеждин собирал средства и анкеты для делегирования на участки собственных наблюдателей. Правда, формально их предполагалось направлять на выборы в основном через реготделения КПРФ и «Новых людей» (см. «НГ» от 06.03.24).
Теперь он пояснил, что судьба волонтеров от федерального и 63 региональных штабов Надеждина сложилась печально, они оказались не нужны ни этим системным партиям, ни их кандидатам. При этом, как выяснила «НГ», почти за неделю с 6 марта в наблюдатели записалось более 5 тыс. человек. Прием был закрыт 11-го числа. Надеждин подчеркнул: «Практически везде, за редким исключением, волонтерам идут повальные отказы от партий. Дескать, уже всех набрали, новые наблюдатели не нужны. Поскольку ранее партии сами жаловались на дефицит кадров, то это звучит неубедительно. Возникают мысли о сигнале, посланном из федерального Центра в регионы, с рекомендацией блокировать наших наблюдателей». Кисиев уточнил, что наблюдатели от Надеждина все-таки будут, но всего лишь примерно в 15 регионах. При этом он заявляет, что партии не дают четкого ответа, почему же они отказывают волотерам.
В КПРФ «НГ» сообщили, что ничего не знают о данной инициативе. Первый зампред ЦК Юрий Афонин подчеркнул: на федеральном уровне к партии не поступало никаких обращений от штаба Надеждина или его самого насчет наблюдателей. А что там происходит в регионах, так на этот счет руководство КПРФ не в курсе. Надеждин, конечно, подтвердил, что к федеральному руководству КПРФ и «Новых людей» обращений не было, переговоры шли с реготделениями: «Были договоренности и контакты, но теперь никто не хочет приглашать наших волонтеров. Есть отдельные случаи, но глобально что-то пошло не так, ничего не срослось. А уж стоят за этим сами партии, решения региональных администраций или федерального Центра, это пока непонятно».
Показательно, что как раз 11 марта глава ЦИК Элла Памфилова на заседании комиссии предупредила: «Предстоит нам непростое время, наши враги тоже готовятся. Готовят разного рода провокации. Не зря их там натаскивали за рубежом, тех, кто вернулся, кто здесь сидел». По ее словам, всем им «до потери сознания хочется если не сорвать, то обгадить выборы». Понятно, что она имеет в виду акции вроде «протестного полдня», когда людям предлагают прийти к участкам в 12.00 17 марта и создать очереди. Вот их как раз и могли бы фиксировать дополнительно еще и оппозиционные наблюдатели кроме заранее заряженных на то активистов. Естественно, власти стараются такого не допустить, а системные партии – в подобном протестном голосовании никак не участвовать.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «Есть проект Надеждина, который должен был помочь росту его капитализации. Проект оказался никому не нужен, зачем парламентским партиям поднимать его авторитет?» Более того, им «случайные люди, набранные по объявлению, в роли наблюдателей на участках тоже не нужны, ведь все сейчас боятся провокаций». Кроме того, понятно, что власти хотят выборов максимально гладких, а партии в этом вопросе их союзники, заметил Калачев.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин полагает, что партии устраняются от решений по сотрудничеству с волонтерами штаба Надеждина, поскольку нет времени и возможностей их проверить, чтобы понять, как именно те поведут себя на участках. «Партии несут за своих наблюдателей прямую ответственность. А мало ли что эти волонтеры будут вытворять на участках? Одно дело фото- и видеосъемка, сообщения о нарушениях. Но что, если те, к примеру, проведут стрим в интернете с дезинформацией? Поэтому, видимо, все предпочитают выставлять проверенных людей, никто не хочет отвечать за возможную скандализацию выборов». И формально партии вполне вправе отказать штабам Надеждина, ведь обращений от него к федеральному руководству действительно не было, заметил Мухин. Поэтому-то и вопросов к партиям на этот счет быть не может.