Данные прошлого года подтверждают, что правосудию еще далеко до справедливости. Фото с сайта www.vsrf.ru
Верховный суд (ВС) РФ опубликовал статистику 2023 года по уголовным делам, которая с виду опровергает обвинительный уклон правосудия. Ведь соответствующих приговоров высшая инстанция отменила или смягчила в 10 с лишним раз больше, чем приговоров оправдательных. Однако, во-первых, получается, что из нескольких десятков тысяч дошедших до нее кассационных жалоб удовлетворено лишь около 1%. А во-вторых, пропорция оправданий и обвинений выглядит примерно как 1:100. По мнению экспертов, уголовная статистика показывает, что ВС реагирует на самые вопиющие ошибки системы.
В прошлом году судебная коллегия по уголовным делам (СКУД) ВС рассмотрела около 30,7 тыс. кассационных представлений и жалоб. Из них удовлетворены лишь 286 в отношении 340 фигурантов.
Обвинительные приговоры отменены в отношении 34 лиц, причем в 15 случаях дело передавали на новое рассмотрение, в 11 – прекращали дело по реабилитирующим либо другим основаниям, а 3 дела вернули прокурорам.
В отношении 87 осужденных приговоры были изменены: по 12 делам – в сторону смягчения после изменения квалификации преступления, в прочих случаях «смягчено наказание без переквалификации преступления 75 осужденным». При этом оправдательные приговоры судов первой инстанции были отменены в отношении лишь пяти человек, также отменены оправдательные апелляционные приговоры в отношении еще пяти фигурантов, отмечается в сообщении СКУД ВС.
Как указал «НГ» адвокат и советник Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Борис Золотухин, приведенная статистика свидетельствует о том, что «высокий суд озабочен лишь так называемой стабильностью судебных решений по уголовным делам». «Что такое удовлетворение кассационных жалоб и представлений в отношении 340 лиц из более чем 30 тыс. жалоб и представлений? Это лишь около 1% от общего числа пожаловавшихся! Отмена обвинительного приговора в отношении лишь 34 лиц составляет и вовсе только 0,1%», – подчеркнул он. С учетом же числа лиц, в отношении которых приговоры изменены, а это 87 человек, общее число осужденных, добившихся чего-либо, составляет «лишь около 4% от всех обратившихся».
Таким образом, на эту статистику можно посмотреть и таким образом, что она якобы свидетельствует: мол, 96% осуждены законно и обоснованно. Хотя понятно, что это вряд ли так, а адвокаты вообще настаивают, что на самом деле это совсем не так. «Лично меня бы заинтересовали следующие данные – процент удовлетворенных жалоб стороны защиты в соотношении с процентом удовлетворенных представлений прокурора. Уверен, что будет резкое расхождение цифр на уровне 99 из 100 отклоненных жалоб защиты к 99 из 100 удовлетворенных представлений прокурора», – заявил «НГ» Золотухин. Что же касается отмены оправдательных приговоров в отношении 10 лиц, то, чтобы видеть ситуацию объективно, данную цифру надо бы сравнивать с количеством отклоненных представлений прокурора на оправдательные приговоры. Эксперт «НГ» и тут опасается, что будет не более чем один к десяти.
Советник ФПА Евгений Рубинштейн, комментируя «НГ» статистику СКУД ВС, подчеркнул, что в судебной системе до сих пор явно доминирует в неизменном виде концептуальный подход «полного и абсолютного доверия к суду первой инстанции». Если более 30,5 тыс. кассационных жалоб (представлений) поступило – и только 286 удовлетворены в той или иной части, то есть менее 1%, то «такая цифра находится в пределах статистической погрешности». Это, конечно, может привести к выводу, что «в пределах трех инстанций уголовные дела разрешаются практически безошибочно», но объективный анализ не позволяет с ним согласиться. «Существенное ухудшение качества следствия, о котором говорят сами правоохранительные органы, недостаточность прокурорского надзора, на что неоднократно указывал сам генпрокурор РФ, и обвинительный уклон судей позволяют взглянуть на представленные цифры совершенно по-иному», – подчеркнул Рубинштейн. Его вывод состоит в том, что «СКУД ВС отменяет только такие судебные акты, которые невозможно не отменить, когда допущенная ошибка оказывается такой очевидной и существенной, что сам по себе факт ее наличия не позволяет оставить судебный акт в неизменном состоянии». Однако другие ошибки правоприменителя, которые также влияют на правосудность приговора, остаются без внимания.
Адвокат Овагим Арутюнян заметил, что без изучения обстоятельств конкретных дел, которые рассматривались ВС, сложно что-то однозначно утверждать. Тем не менее, «зная общую отрицательную тенденцию, а именно – наличие обвинительного уклона, можно констатировать, что при качественном подходе отмен обвинительных приговоров должно быть намного больше». Он сообщил «НГ», что почти в каждом деле, где он принимал участие, было немало ошибок и нарушений закона, допущенных на досудебной стадии. Поэтому, подчеркнул Арутюнян, есть принципиальный вопрос о справедливости при отправлении правосудия: «Одним из главных столпов государства все-таки должен быть именно суд. Но в целом сложно сказать, что судебная система существенно продвинулась в работе по реализации принципа справедливости».
По мнению управляющего партнера КА Pen & Paper Алексея Добрынина, 2,5 тыс. жалоб, рассмотренных президиумом ВС за год, да и даже 30 тыс. жалоб, рассмотренных СКУД ВС, оказываются статистически незначительными на том фоне, что за одну первую половину 2023 года в суды общей юрисдикции для рассмотрения в первой инстанции поступило 377 тыс. уголовных дел. Понятно при этом, что решения по делам, дошедшим до ВС и им рассмотренным, содержат правовые позиции, направленные на изменение сложившейся правоприменительной практики. То есть они важны не сами по себе, а как прецеденты, разъясняющие нижестоящим судам правильное толкование уголовного закона. Впрочем, в этом смысле нельзя сказать, что ВС «всегда эффективно использует такой инструмент формирования единообразной судебной практики». Зачастую высказанные правовые позиции игнорируются нижестоящими судами, которые применяют закон произвольно и по своему усмотрению, заметил Добрынин. И, конечно, отмена обвинительных приговоров в отношении 34 лиц, а оправдательных – в отношении пятерых выглядит неубедительно, когда количество осужденных всеми судами за год составляет примерно 600 тыс. человек.