Фото Reuters
На заседании совета депутатов подмосковного города Долгопрудный 28 февраля экс-кандидат в президенты РФ Борис Надеждин и поддержавшая его коалиция разных партий отстояли право избираться по партспискам. Власти собрались распространить и здесь общий стандарт – выборы по многомандатным округам. Правда, переиграть «Единую Россию», продвигающую соответствующие поправки в устав муниципалитета, пока удалось лишь по очкам, а не нокаутом. Однако Надеждину, которые претендует на место в федеральной политике, нужны и такие локальные истории успеха.
Изменение системы выборов партия власти решила провести в преддверии единого дня голосования 2024 года. В его ходе в области будут переизбраны многие муниципальные советы. В том числе и в Долгопрудном, то есть в политической резиденции Надеждина, где он как раз и работает депутатом.
Надеждин пояснил: «По команде областного начальства везде партийные списки отменяются, происходит переход к чисто мажоритарной системе, в основном по пятимандатным округам. Итоги выборов по этой системе во всех городах, где они прошли в 2022–2023 годах, следующие: одна ЕР, иногда по паре депутатов от других партий, причем исключительно согласованных с местными администрациями». А теперь и в Долгопрудном предложили изменить устав города. Надеждин напомнил, что там на предыдущих выборах-2019 ЕР получила менее 30% голосов. «Я и мои товарищи, депутаты Совета, против таких изменений. Чиновники местной администрации давили на депутатов от других партий, поскольку голосов ЕР не хватает для изменения устава», – заявил Надеждин в своем Telegram-канале.
По итогам заседания он сообщил «НГ», что победа над ЕР все-таки была одержана, но далась непросто: «Мы отстояли партсписки в Долгопрудном, отбились от поправок единороссов. Поменять избирательную систему не получилось: у ЕР не хватило голосов». Надеждин пояснил, что сейчас в Совете 23 действующих депутата из 25. 12 мест у ЕР, которых 28 февраля поддержали несколько депутатов и из других партий. «За изменение устава голосовали 16 депутатов. Двоих членов СРЗП заставили голосовать под давлением: одна – предпринимательница, другая – главврач. Также поправку партии власти поддержал один депутат от ЛДПР и один независимый депутат», – отметил он. А для кворума и изменения устава нужны были две трети голосов, то есть 17.
Вместе с ним проголосовал против еще один эсэр и представительница КПРФ, а «четверо депутатов просто не явились и выключили телефоны: из СРЗП, ЛДПР, КПРФ и «Партии роста». История борьбы, настаивает Надеждин, непростая, ведь уехавшие депутаты «имеют свою гражданскую и политическую позицию, но они не выдержали давления». По его сведениям, чтобы не поддерживать партию власти, некоторые «просто сели на самолет и реально улетели».
Следующее заседание у депутатов из Долгопрудного по расписанию 20 марта. И теоретически ЕР может попытаться еще раз, ведь партсписки остались еще только в Серпухове, то есть «мажоритарка» – это общий тренд. Надеждин при этом указал, что партии власти подходит, конечно, и смешанная система: если ее реальный рейтинг около 50%, то она честно получает высокие результаты, однако в этом случае приходится делиться мандатами с оппозицией. «По мажоритарной системе, а особенно плохо, когда округа пятимандатные, они получают 90–95% мест, оставляя оппозиции пару-тройку согласованных мандатов», – пояснил он. Кстати, сам он избран по округу, правда, одномандатному. «Сейчас в Совете как минимум 9–10 нормальных оппозиционных депутатов, то есть почти половина. Поскольку абсолютного большинства у ЕР нет, на депутатов давят, но они сами понимают, что от этого решения зависит судьба их мандатов на следующих выборах», – подчеркнул Надеждин.
В общем, пока экс-кандидату в президенты РФ удалось переиграть власти на уровне местной политической игры. И если для партий системной оппозиции – это, может быть, и незначительный эпизод, то сам Надеждин делает большой шаг, заметил глава Политической экспертной группы Константин Калачев. «Конечно, каждому политику нужна и важна история успеха. И хотя в данном случае в принципе одержана локальная победа на местном уровне, Надеждин показал, что он борется за интересы избирателей и оппозиции. Очевидно и понятно, что это, конечно, и в его интересах, пусть в глобальном смысле данный успех не заместит его поражения на федеральном уровне. А еще вся эта история выглядит в том числе и как политическое «заземление» Надеждина», – пояснил эксперт. При этом подано несколько сигналов: избирателям – о том, что Надеждин умеет выигрывать, властям – что он не собирается уезжать из страны. «Очевидно, что он и дальше будет биться за мандаты местные и региональные. А для этого нужна поддержка избирателей», – сказал «НГ» Калачев.