Представители КПРФ (слева) сомневаются в безопасности федеральной платформы. Фото с сайта www.cikrf.ru
По информации «НГ», КПРФ попросит ответов от ЦИК, Минцифры и ряда других ведомств на 12 вопросов к дистанционному электронному голосованию (ДЭГ). Их партия впервые представила на круглом столе в Центризбиркоме, при этом они выглядят чисто техническими. А все дело в том, что от споров политических чиновники уходят, на конкретике же можно попытаться поймать. Между тем в 28 субъектах РФ пока растет число заявок граждан на участие в ДЭГ. И похоже на то, что в лидерах те регионы, где власти не уверены в админресурсе.
На очередном заседании ЦИК России, которое намечено на 28 февраля, будут оглашены свежие данные о количестве потенциальных участников ДЭГ. На днях в Минцифры сообщили, что число заявок уже превысило 3 млн, а среди 28 субъектов РФ образовалась своего рода четкая группа лидеров ДЭГ.
Самой активной, например, стала Московская область, на втором месте – Ростовская. Третью позицию занимает Алтайский край, на четвертой – Республика Чувашия, а замыкает эту пятерку Свердловская область. Если же взять десятку активистов, то во второй ее части Нижегородская, Новосибирская, Челябинская и Воронежская области, а также Пермский край. Напомним, что 28 регионов проводят в этом году ДЭГ на федеральной платформе, а Москва использует собственную, как бы более продвинутую. Скажем, здесь для участия в ДЭГ предварительная запись граждан не нужна, потому что в столице все они включены в электронный список.
Против платформ для онлайн-выборов, как федеральной, так и региональной, борьбу ведет только КПРФ. Однако если раньше левые просто обзывали ДЭГ «ящиком из-под бананов с лампочками», то теперь их тактика изменилась. К примеру, на днях Центризбирком проводил специальный круглый стол по ДЭГ (см. «НГ» от 20.02.24), на котором секретарь ЦК КПРФ депутат Госдумы Сергей Обухов задал организаторам новационной системы целый ряд жестких, но неожиданно чисто технических вопросов. Часть из них он публично адресовал прямо главе ЦИК Элле Памфиловой.
Как выяснила «НГ», пока в партии не получили развернутых ответов ни от Центризбиркома, ни от Минцифры, ни от Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК). Обухов рассказал, что по поручению руководства КПРФ им было сформулировано 12 вопросов. Выглядят они именно так, что противники ДЭГ пытаются поймать власть на частностях, прижать ответственных чиновников к стене за конкретные сбои и недоработки федеральной и московской платформ. Например, можно взять такой вопрос: как объяснить «подмену файловых выгрузок с волеизъявлением избирателей, которые случались раньше»? Или такой: как произошло «несовпадение результатов голосования ни одного из двух комплектов файлов, подписанных ТИК ДЭГ, с итоговым протоколом выборов, которые были предъявлены партией в суде»? Есть, к примеру, и вообще совсем странный вопрос об «электронных бюллетенях неустановленной формы», которые ранее обнаруживал ЦИК при тестировании системы. А один из вопросов касается даже нынешней геополитической ситуации, он связан с тем, что «персональные компьютеры и телефоны пользователей, с помощью которых голосуют онлайн-избиратели, не сертифицированы и не являются средством защиты информации», Прежде всего потому, что все они импортные.
Между тем, сообщил «НГ» Обухов, пока все взаимодействие с ЦИК зависло, скажем, КПРФ ждет от комиссии обещанной стенограммы круглого стола, чтобы задать специалистам уточняющие вопросы. Готовятся письма в Минцифры, ФСТЭК и, возможно, опять в ЦИК. По его словам, главный политический вопрос к ДЭГ – это отсутствие прозрачности наблюдения, мол, «видим лишь пиксели на экранах». Однако в КПРФ пришли к выводу, что задавать этот вопрос властям бессмысленно, а потому решили сосредоточиться на технических деталях, спросив о них в первую очередь специалистов. «С программными специалистами хотя бы поговорить можно, они дают конкретные ответы на конкретные вопросы», – пояснил Обухов.
Впрочем, уже понятно, что разобраться с ДЭГ до начала голосования на выборах президента коммунисты не успевают. Но, возможно, в этом для них не будет беды, поскольку в ходе нынешней кампании ажиотажа с ДЭГ незаметно. Регионы – лидеры ДЭГ явно не относятся к электоральным султанатам, а значит, система не будет использована для возгонки результатов. Наоборот, создается впечатление, что власти тех субъектов РФ, где собрано наибольшее число заявок, как раз и испытывают проблемы с нехваткой админресурса. Вот они и надеются на подстраховку со стороны администраторов ДЭГ, поскольку сами этой системой управлять не имеют права. Те же регионы, где ДЭГ будет, но особого спроса на него нет, явно рассчитывают на отработанные офлайн-методы организации провластного электората.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев указал «НГ»: «Заявки подают те регионы, у кого есть технические возможности и ресурсы для продвижения ДЭГ. Регионам с контролируемым голосованием можно жить и по старинке. ДЭГ хорошо работает в мегаполисах на явку, но в сельских районах она и без того высока. На выборы идут как на праздник, чтобы других посмотреть и себя показать. А админресурс там традиционно максимальный». При этом эксперт подчеркнул, что обратной связи между уверенностью власти в мобилизационных возможностях и числе заявок на ДЭГ он не видит хотя бы потому, что регионы ДЭГ все разные. «Скорее всего лидеры ДЭГ хотят показать свою продвинутость. К тому же ранее результаты ДЭГ и традиционного голосования в основном совпадали», – напомнил Калачев.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ», что «в «электоральных султанатах» вообще сложно с современными технологиями, там привыкли работать и решать все вопросы по старинке – в том числе голосовать и считать голоса». Так что осваивать ДЭГ и бежать впереди паровоза власти этих субъектов РФ не считают нужным, ведь к имеющимся проблемам добавить новых – может. Наверное, ДЭГ рано или поздно дойдет и до «султанатов», поскольку такова тенденция, но они будут постепенно апробировать данный инструмент на своих выборах, чтобы и освоить технологии, и приучить к ним народ. А пока есть, например, трехдневное голосование, бюджетники и отлаженный админресурс. «Так или иначе ни один из регионов ДЭГ по-настоящему стопроцентно нельзя отнести к «электоральным султанатам». Но, несмотря на это, риск протестного голосования на президентских выборах значительно ниже, чем на региональных или думских кампаниях, и их властям хочется показать свою технологичность, а заодно исключить вероятные неприятности», – отметил Макаркин.