Единогласную поддержку, оказанную в ходе первого чтения, депутаты продемонстрируют еще дважды. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Окончательное голосование Госдумы за очередную инициативу против иноагентов намечено на 27 февраля. Первоначальный текст не изменился, однако в нем четче определены приоритеты. Поправка к закону о СМИ переместилась на вторую позицию – любым изданиям запрещается во всех смыслах рекламировать информресурсы фигурантов реестра Минюста. При подготовке ко второму чтению были отклонены попытки дополнить проект процедурными механизмами, которые страховали бы от его расширительного применения. То есть, как и писала «НГ», запрет иноагентам размещать российскую рекламу стал лишь поводом расширить список ограничений для СМИ и интернета.
Комитет Госдумы по безопасности разместил в базе документов нижней палаты материалы ко второму и третьему чтениям законопроекта о запрете российской рекламы на ресурсах иноагентов и, наоборот, их рекламирования в отечественных СМИ. Окончательное голосование запланировано на 27 февраля. Это очередной пример скоростного утверждения запретительных норм, однако в этот раз депутаты, из которых авторами инициативы стали 395 человек, похоже, решили и не скрывать, что они всего лишь исполнители указаний сверху.
Напомним: публично не единожды заявлялось, что указание разработать подобный закон поступило со стороны председателя Госдумы Вячеслава Володина. И маловероятно, что подобное распоряжение он мог бы отдавать без соответствующих консультаций в вышестоящих инстанциях. Теперь таким предположениям есть и своего рода документальное подтверждение. Потому что ко второму чтению в текст не внесено ни одного сущностного изменения. Хотя отдельные корректировки все-таки проведены. Например, в названии появилось указание на пресловутый иноагентский кодекс, а именно – закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». В нем и прописывается нынешняя норма относительно рекламы. А в целом это уже 20-й по счету запрет иноагентам на осуществление той или иной деятельности или реализацию того или иного права.
Еще одна корректировка – это перемещение на вторую позицию зеркальной нормы о запрете рекламирования иноагентов в российских СМИ и в целом в отечественном сегменте интернета. При этом сама формулировка так и не поменяла своего сомнительного звучания (см. «НГ» от 19.02.24), которое позволяет ее расширенно толковать: «Запрещается реклама в СМИ и в сообщениях и материалах СМИ в информационно-телекоммуникационных сетях информационных ресурсов иностранных агентов». «Резиновая» трактовка изначально возможна потому, что в базовом законе о рекламе последней дается весьма универсальное определение. «Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке» – гласит этот закон. И там, получается, ничего не говорится, например, о том, что за рекламу обязательно должно быть заплачено.
Депутат Ксения Горячева единственная заступилась за журналистов публично. Фото со страницы Ксении Горячевой в «ВКонтакте» |
«Новые люди» свои предложения сделали, но в материалах второго чтения все они значатся в таблице отклоненных поправок. Между тем каждая из них предполагает введение определенного процессуального механизма, затрудняющего вольное применение запретительных инструментов. Например, в том числе и по поводу СМИ был сформулирован общий тезис: рекламой не могут быть признаны ни упоминания информресурса иноагента, ни репосты с него, если не доказано, что за это распространитель получает деньги. Эту оговорку предлагалось сделать особенно в отношении физических лиц. Но и в целом по всему комплексу отношений, которые могут возникнуть в рекламной деятельности, «Новые люди» предложили страховочные механизмы. Скажем, рекламодатель, вдруг ставший иноагентом, должен уведомить о своем включении в реестр Минюста заинтересованных лиц в течение трех дней.
Такого же рода поправкой можно считать отдельную статью о вступлении данного закона в силу – через 30-дневную паузу, которая позволит участникам рекламного рынка отрегулировать все вопросы. Там же прописывается запрет наказывать за договоры, заключенные до вступления закона в действие. Отказ от подобного рода уточнений говорит лишь о том, что проводимая через Госдуму инициатива носит намеренно репрессивный характер. И с сожалением приходится еще раз констатировать, что направлена она не на тех блогеров-иноагентов, которые в основном давно покинули РФ, а на легально работающие тут издания.
Что же касается иноагентов, которые уже стали новыми врагами государства, а то и вовсе – народа, то нынешний законопроект, как представляется, ставит точку в рассуждениях властей – и самых высших насчет того, что, мол, в России иноагентов, в отличие от других стран, например США, не запрещают. «НГ» специально проанализировала выступления президента РФ Владимира Путина на протяжении последних пяти лет, в течение которых он постоянно произносил этот тезис. Это было как на его ежегодных больших пресс-конференциях, так, положим, и на заседаниях президентского Совета по правам человека. Генезис данного утверждения оказался весьма интересным: если в 2019 году пояснялось, что для иноагентов не вводится никаких ограничений, главное, что они должны информировать о своем статусе окружающих, то уже в 2020-м как раз и появилась новая формулировка. Дескать, нет запрета на само их существование. Однако теперь, когда с середины 2022 года действует закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», уже выглядит сомнительной правдоподобие и этой максимы.