Фото из Telegram-канала Светланы Каверзиной
По информации «НГ», столичные власти откажут партии «Гражданская инициатива» в проведении 2 марта демонстрации под названием «Марш памяти Бориса Немцова и Алексея Навального» (Навальный внесен в список экстремистов и террористов). Официальная причина – сохраняющиеся ковидные ограничения. В данном случае заявители даже не стали скрывать, что мемориальный характер акции будет актуализирован в связи с последними событиями. В регионах оппозиционеры свои настоящие планы пытались утаить, кое-где они даже получили согласования. Однако сейчас ни одно выступление уже не считается разрешенным, так что в ряде городов правоохранители начали раздавать предупреждения об их незаконности.
Демонстрация в Москве была заявлена на традиционный маршрут – по Бульварному кольцу до проспекта Сахарова. Цель акции в запросе обозначена примерно так: почтить память ушедших из жизни политиков и выразить солидарность с их идеями о «развитии гражданского общества и правового государства, защите прав и свобод человека, включая недопустимость политических репрессий».
Среди заявителей были не только лидер «Гражданской инициативы» Андрей Нечаев, но и незарегистрированный кандидат в президенты Екатерина Дунцова. Как рассказал «НГ» Нечаев, в первые дни после подачи заявки предложений о переносе акции не поступало, но не было и определенного ответа. «На мои замечания, что «Единая Россия» собирает свои митинги и на них запреты не действуют, чиновники ничего не сказали», – пояснил он. Однако днем 22 февраля власти устно уведомили, что будет отказ. Как отметил Нечаев, заявителям устно напомнили, что в столице все еще действуют ковидные ограничения на массовые акции. Один из заявителей – бывший функционер ликвидированного ПАРНАСа Константин Мерзликин – считает, что «упоминание недавно погибшего политика только уменьшило шанс на согласование». В то же время, надеется он, 27–28 февраля по традиции люди без препятствий со стороны властей смогут самостоятельно возложить цветы к месту убийства Немцова.
Между тем запрещают аналогичные мероприятия и в регионах, хотя там они и не заявляются как прямо связанные с происшествием в заполярной колонии. Например, в Алтайском крае местное «Яблоко» вроде бы и получило от администрации Барнаула бумагу о согласовании акции памяти Немцова на 25 февраля – на площади Свободы у памятника жертвам политрепрессий. Документ поступил партии 20 февраля, но уже 21-го числа был отозван без объяснения причин. «Яблоко», согласно своим политическим установкам, на обострение не пошло, объявив, что «в связи с этим организаторы вынуждены отменить проведение мероприятия, чтобы не подвергать опасности задержания и привлечения к ответственности членов и сторонников партии».
А администрация Челябинска, к примеру, сразу же не согласовала «Яблоку» акцию памяти Немцова, обосновав это занятостью всех разрешенных в городе площадок. Чиновники при этом указали, что в Челябинске, мол, имеются «специально отведенные» места «массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения». А именно – парковка у ледовой арены «Трактор» на северо-западной окраине и еще танцевальная веранда в одном из парков. Впрочем, эти «гайд-парки» 27 февраля тоже уже заняты, сообщили в горадминистрации, и предложили выбрать иные время и место.
В Новосибирске же ситуация перешла к следующей стадии. Депутат гордумы Светлана Каверзина, возглавлявшая здесь штаб кандидата в президенты Бориса Надеждина, на днях подала заявку на митинг 27 февраля с численностью всего лишь в 50 человек. На это тоже уже пришел отказ, мотивированный тем, что она, дескать, связана с экстремистскими организациями как раз навальнистов. И пока она собиралась на встречу с властями 26 февраля в суде, полиция подготовила предупреждения о недопустимости несогласованных публичных мероприятий, по данным Каверзиной, в отношении примерно 300 горожан.