Заседание Верховного суда РФ по спору о выборах превратилось в состязание юристов. Фото из Telegram-канала Бориса Надеждина
Третий иск в Верховный суд (ВС) РФ от экс-кандидата в президенты Бориса Надеждина к Центризбиркому в связи с отказом в регистрации рассматривался весь день 21 февраля. Надеждин на процесс не пришел, поскольку уехал в отпуск за границу, но его команда привела более 10 свидетелей подписной кампании. Ответчик пригласил в ВС своих экспертов, так что протестному избирателю продемонстрировали своего рода образцовое правосудие.
Пока Надеждин добирался с семьей на отдых в одну из стран Азии, его команда разбиралась в ВС с трудами почерковедов, привлеченных ЦИК. Тот решил не сохранять анонимность своих главных экспертов, обозначив свидетелями сотрудников МВД и ФСБ. Штаб экс-кандидата привел в ВС 13 очевидцев того, что они сами заносили в подписные листы собственные паспортные данные.
Штаб Надеждина представил в ВС возражения по итогам проверки подписных листов рабочей группой ЦИК, ведь в досудебном порядке этот документ рассмотреть не получилось. Прежде всего нужно было оспорить ошибки, имевшие место в справке из МВД, на основании которой и исключались подписи. «Просим приобщить нотариально удостоверенные копии паспортов избирателей в качестве иллюстрации того, что сведения МВД могут не соответствовать действительности», – ходатайствовал истец. И ВС внезапно данную просьбу решил удовлетворить, более того, согласился очно выслушать тех свидетелей, которые и предоставили свои данные для суда.
Сам Надеждин перед отъездом опубликовал политическое заявление: «Формальные основания для признания подписей недействительными превалируют над содержательным правом избирателя поддержать или не поддержать кандидата. Ни одна подпись не была признана недостоверной (то есть оставленной другим лицом вместо настоящего подписанта). Сегодняшний спор по своей сути сводится к разбору формальных недочетов в ущерб реализации гражданами своих избирательных прав». Однако ЦИК все равно просит отклонить иск. «Мы полагаем, что постановление об отказе в регистрации отменено быть не может», – заявил юрист Центризбиркома Сергей Сахаров. И он высказал сомнение в общественной поддержке экс-кандидата, поскольку «активным избирательным правом воспользовались лишь 0,18% граждан».
По поводу и 13 имеющихся свидетелей Надеждина, и ряда других подписантов представитель ЦИК пояснил ВС, что эти подписи забраковали лишь потому, что граждане не сами вписали свои данные. «На момент проставления подписи некоторые граждане являлись умершими, что довольно странно, и странно, что истцы не пригласили их в судебное заседание», – добавил Сахаров. Тех, кто был живой, ВС допросил, а ЦИК в ответ ходатайствовал о вызове собственных двоих свидетелей – эксперта-почерковеда из МВД и замначальника Института криминалистики ФСБ, который, мол, участвует в разработке методики проверки подписных листов. Эти эксперты, конечно, подробно объяснили суду необходимые тонкости, а потому, видимо, судья и не захотел прямо в заседании сравнивать все подписи и данные. ВС сразу перешел к стадии исследования документов, которая однозначно не в пользу истца.
Иными словами, весь день команде Надеждина, очевидно, демонстрировали, что проходит прямо образцовый процесс, но когда пришла пора выносить решение, правосудие вернулось в свой обычный формат, когда формальность довлеет над реальностью. Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «Даже если Надеждин не выигрывает, но ему возвращают часть подписей, то это уже имиджевая победа. Причем не только для него, но и для судебной системы, и для выборов. Очевидно, что системе надо сделать так, чтобы история с Надеждиным не ударила по выборам. Дескать, суд объективен, он принял во внимание все аргументы с учетом всех обстоятельств. Есть завязка, кульминация и развязка кампании, сейчас – кульминация». Поэтому-то и надо было показать серьезное и кропотливое разбирательство по существу, чтобы сложилось впечатление: претензии ЦИК обоснованные, решение о нерегистрации Надеждина не политическое, оно принималось не по звонку.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин заметил «НГ», что ЦИК серьезно подходит к своим обязанностям, а суд – рассматривает иск внимательно и всесторонне, чтобы «наглядно продемонстрировать настоящий состязательный и объективный процесс». И при этом добавил: «Вся история нужна, чтобы показать – притязания Надеждина к ЦИК безосновательны». Короче говоря, по словам Мухина, «осторожность и тщательность рассмотрения призваны продемонстрировать, что у нас самый объективный, гуманный и честный суд в мире».
Процесс рассмотрения иска Надеждина в ВС продолжался фактически 10 часов без перерыва. В жалобе ему все-таки было отказано, мотивировочные строчки своего решения судья, как и полагается, зачитывать на месте не стал. Экс-кандидат уже заявил, что и это постановление он обязательно оспорит в апелляционном порядке. По первым двум искам Надеждина заседания назначены на 26 февраля, он уверяет, что не смирится с отказами правосудия разобраться с действиями Центризбиркома.