ЦИК России гарантировал, что наблюдать за электронными выборами смогут и их критики. Фото из Telegram-канала ЦИК России
В ЦИК России 20 февраля прошло обсуждение готовности дистанционного электронного голосования (ДЭГ) к выборам президента. От жителей 28 регионов, включенных в федеральную онлайн-систему, поступило 2,6 млн заявок, что на фоне потенциальных 38 млн избирателей пока не выглядит победной поступью. Впрочем, Центризбирком и утверждает, что принуждать страну к новациям не намерен, традиционный способ волеизъявления бумажным бюллетеням не просто сохраняется, а развивается. Эксперты не исключили, что ДЭГ наберет массу поближе к 17 марта, но напомнили, что у властей есть и более традиционные методы контроля электоральных результатов.
Глава ЦИК Элла Памфилова заявила, что возможности наблюдения за ДЭГ будут максимально расширены. Сейчас действуют три его уровня, определенных законодательством. Первый – это очное присутствие наблюдателей в помещении специального ДЭГ-избиркома. Каждый зарегистрированный кандидат в президенты может направить туда трех человек. Второй уровень – это специальный портал наблюдения в интернете, которым могут пользоваться партии, участвующие в выборах, доверенные лица кандидатов, а также общественные палаты 28 регионов, где проводится ДЭГ. Всем им кроме общей статистики дополнительно можно наблюдать за неизменностью и сохранностью результатов волеизъявления, то есть за достоверностью установления итогов ДЭГ.
«Третий уровень – это когда любой желающий в интернете может получать информацию в онлайн-режиме о получивших избирательные бюллетени в разрезе избирательных участков, о числе проголосовавших, а после расшифровки голосов – и о результатах ДЭГ», – подчеркнула Памфилова. «Нас часто обвиняют, спекулируют, что мы хотим заменить традиционный вид голосования, но мы ни в коем случае не собираемся навязываться, так как в обществе есть традиции, есть привычки. Мы сознательно осовремениваем и развиваем наряду с совершенствованием ДЭГ и традиционное голосование», – указала она. Напомним, что Москва по традиции использует свою платформу ДЭГ, а еще 28 субъектов РФ – федеральную систему, разработчики и операторы которой также выступили на круглом столе в ЦИК. Они решили еще раз показать критикам и противникам ДЭГ его преимущества, а заодно – дать ответы на ряд остающихся у скептиков вопросов.
Заявления на участие в ДЭГ жители 28 регионов могут подавать еще до 11 марта через портал «Госуслуги», а пока статистика достижений и динамика записи не особо впечатляет. По данным Центризбиркома, сейчас уже подано около 2,6 млн заявлений, рекорд поставила Чувашия – свыше 20% от общего числа избирателей этой республики. Следом, но с большим отрывом идет Камчатский край – почти 13%. В Алтайском крае на ДЭГ записалось 10,6% избирателей, в Псковской области – 10,6%, далее идет Московская область с 8,6%. Достижения в вилке от 8% до 5% показали Ростовская, Ярославская, Курская, Томская, Вологодская, Белгородская области, Ненецкий автономный округ, Воронежская, Мурманская, Владимирская, Новосибирская, Нижегородская, Свердловская, Архангельская и Липецкая области. Меньшие показатели пока в Калужской и Челябинской областях, в Севастополе, Пермском крае, в Крыму и Карелии, а также в Калининградской и Новгородской областях, которые достигли пока уровня в 3,4%.
Один из основных публичных критиков ДЭГ – руководитель аналитического управления КПРФ депутат Госдумы Сергей Обухов – побывал на мероприятии в ЦИК. «По итогам круглого стола противоречивые впечатления. Мы получили ответы на некоторые второстепенные вопросы, беспокоившие нас, но только не на главный – о транспарентности и прозрачности проверки голосования. Также нам разъяснили, почему не пускали наших наблюдателей в комиссию ДЭГ на прошлых выборах, и заверили в том, что на нынешних всех пустят», – сказал он «НГ». Так что КПРФ приветствует начало диалога по ДЭГ, круглый стол партия рассматривает как «первый шаг по устранению накопившихся у избирателей сомнений в честности ДЭГ». Однако Обухова беспокоит, что в какой-то мере происходит подмена аргументов в дискуссии: «Аргументы наблюдателей, которые в судах не принимают, не обсуждаются, зато есть множество технических подробностей IT-технологий нынешних и рассказов об исследованиях электронного голосования в прошлом». Коммунист опроверг еще раз, что руководство КПРФ запрещает своим сторонникам участие в ДЭГ, на что постоянно намекают его организаторы, приводя данные о довольно высокой вовлеченности левого электората в онлайн-выборы. «Нас беспокоит прозрачность выборов и защита голосов избирателей, а не расклад ДЭГ по кандидатам», – подчеркнул он.
Между тем складывается впечатление, что на самом деле власти все-таки решили активно не цифровизировать нынешние выборы, оттого и маловато заявок на ДЭГ. Обухов однако уверен, что к 15–17 марта их число может вырасти в разы: «Обеспокоило то, что зампред ЦИК Булаев стал упрекать региональные комиссии в том, что пока мало желающих идти на ДЭГ. Поэтому 10–15 млн заявок ближе к 11 марта вполне может быть, если решат это дело разгонять искусственно. Но это только лишний раз дискредитирует ДЭГ, которое, по словам той же Памфиловой, остается вспомогательным инструментом». По словам Обухова, главная претензия КПРФ в том, что «замена бумажных бюллетеней на электронные требует от граждан наличия специальных технических знаний, которыми не обладают даже члены комиссий и наблюдатели».
Эксперт по выборам Андрей Бузин пояснил «НГ»: «Рано говорить о том, что заявок на ДЭГ мало. Доля электронных избирателей будет зависеть от того, насколько надежны в каждом регионе «стандартные способы» привлечения к голосованию». Неравномерное же распределение как раз и связано с разной долей бюджетников в субъектах РФ и с разными электоральными технологиями, которые применяют местные администрации. Так что, заметил эксперт, «доля ДЭГ-голосующих будет увеличиваться и даже может неожиданно взлететь, а это будет зависеть от показателей той скрытой от публики социологии, которыми пользуются в Кремле».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев согласился с «НГ», что, несмотря на широкую рекламу ДЭГ, заявок не так много: «Видимо, пока сверху идет сигнал не подорвать репутацию системы и, самое главное – репутацию выборов вообще. Тем более нет необходимости в тотальном доминировании ДЭГ, когда есть уверенность, что и при бумажном голосовании большинство все равно будет за главного кандидата. То есть при консервативном сценарии выборов, видимо, и ставку делают на традиционные методы. Тем более что многие регионы продвигают старую парадигму: «выборы – это праздник». Эксперт заметил, что многое зависит от объема лояльных избирателей в каждом регионе, кое-где еще заметен и результат показательного чиновничьего рвения. Но где-то речь действительно идет об удобстве избирателей, например на Камчатке. «Видимо, есть указания прислушиваться к настроениям избирателей, тем более что методики и практики работы членов избиркомов давно отлажены, а зачем ломать то, что работает? Наверное, рано или поздно мы увидим ДЭГ везде и всюду, но не раньше 2026 года. Пока же выборы носят референдумный характер, ДЭГ как инструмент подстраховки не очень и нужен. Он, наоборот, может вызывать ненужные дискуссии и конфликты. Наверное, наверху решили, что пусть уж лучше спорят о патриотизме, чем о ДЭГ», – подчеркнул Калачев.