Депутаты Госдумы намерены отнять у врагов государства рекламные доходы из российских источников. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Очередной законопроект, под которым подписалась почти вся Госдума, – о запрете иноагентам получать доход от российской рекламы – планируется на первое чтение 20 февраля. Ожидается ускоренное рассмотрение по аналогии с инициативой о конфискационных мерах в отношении той же категории лиц. Дополняются законы об иноагентах, о рекламе и о СМИ. Если изменения в первые два выглядят однозначно, то поправка к последнему, наоборот, максимально широка. Из нее следует, что редакциям и сайтам, похоже, вообще нельзя использовать какие-либо иноагентские ресурсы. Но пока не ясно, касается ли это именно пересказа контента или просто упоминания даже со всеми требуемыми оговорками.
Из материалов совета нижней палаты следует, что документ под названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и с уточнением – в части запрета для иноагентов распространять на информресурсах рекламу физических и юридических лиц – подписали 395 депутатов Госдумы. Первыми значатся имена председателя ГД Вячеслава Володина и лидеров «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России – За правду» Владимира Васильева, Геннадия Зюганова, Леонида Слуцкого и Сергея Миронова. Таким образом, «Новые люди» опять не поддержали общедепутатскую инициативу, направленную против противников власти в основном заграничного месторасположения.
Напомним, что в течение последней декады января примерно тот же авторский коллектив внес и моментально принял в окончательном виде поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы о применении конфискации за преступления против безопасности РФ. На днях данный закон был подписан президентом и вступил в силу. Как писала «НГ», новые нормы в основном направлены против критически отзывающихся о России релокантов, среди которых есть множество известных в стране людей. И, наверное, даже не стоит упоминать, что значительная их часть занесена в реестр иноагентов на сайте Минюста. Их планировалось лишать собственности, которая как бы используется для финансирования враждебной деятельности.
Глава комитета ГД по безопасности Василий Пискарев руководит и комиссией по борьбе с внешним вмешательством. Фото с сайта www.duma.gov.ru |
После чего выяснилось, что ответственным за его проведение через Госдуму назначен именно этот комитет, хотя в соответствии с содержанием документа такой работой должны были заняться иные профильные подразделения нижней палаты. Однако фокус в том, что Пискарев одновременно еще и возглавляет комиссию ГД по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России. Иноагенты же, по всей логике властей, именно этому и способствуют. Данный статус давно перестал быть, как утверждалось ранее, в том числе с подачи Конституционного суда РФ, просто неким информированием граждан о том, кто находится перед ними. Более того, если прежде иноагентами в основном становились организации – правозащитные или экологические НКО, подразделения различных фондов и пр., то в последнее время в пятничных объявлениях Минюста превалируют физические лица. Сей факт подтверждает и официальная статистика этого ведомства: таковые занимают 401 позицию в общем списке из 569 иноагентов.
Что касается самого законопроекта, то вопросов к нему нет по первым двум частям. Поправка в закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» вполне понятна: на иноагентов распространяются все ограничения, предусмотренные законом о рекламе. Прежде всего, конечно, вновь вводимые, например прямое указание: «Не допускается распространение рекламы на информационном ресурсе иноагента». Зеркальное его отражение – это запрет рекламировать соответствующие ресурсы уже внутри страны. Причем все это распространяется как на рекламодателей, так и на рекламораспространителей. В связи с очевидной ясностью таких изменений комментаторы законопроекта меньше внимания уделили третьей поправке – к действующему закону о СМИ.
Однако у «НГ» после изучения не только текста законопроекта, но и пояснительной записки к нему возник вопрос, так сказать, профессионального плана. Конечно, хотя пояснительная записка и не является нормоустанавливающим документом, она часто раскрывает реальные намерения законодателей. Формально в ст. 4 закона о СМИ «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации» добавляется фраза «запрещается реклама в СМИ и в сообщениях и материалах СМИ в информационно-телекоммуникационных сетях информресурсов иноагентов». В пояснительной же записке депутаты перед последним словосочетанием вставляют слово «информация». И тогда буквально выходит, что злоупотреблением свободой становится любое указание на эти иноагентские информресурсы.
Возможно, ко второму чтению здесь появится какое-то уточнение, но пока получается, что наказать редакцию или ее сайт можно не только за пересказ сообщения иноагента – со всеми обязательными по закону оговорками о соответствующем статусе, но даже и упоминание, скажем, хотя бы в виде ссылки. Напомним, что многие нынешние фигуранты реестра Минюста, причем именно физлица, стали иноагентами как раз за распространение информации иноагентов. Прежде подобные решения выглядели некой расширительной трактовкой, однако теперь, возможно, они станут приниматься на полностью законных основаниях.
Окончательное принятие законопроекта, судя по всему, произойдет в конце февраля, чтобы Совет Федерации поддержал документ на том своем заседании, которые запланировано на 6 марта. Это значит, что подпись президента РФ последует до середины того же месяца, после чего ограничительные нормы и вступят в силу. А по поводу того, для чего нужна такая спешка, следует заметить, что все дело в необходимости для властей иметь в оперативном распоряжении тот или иной подходящий инструмент. Вот ведь и тот же закон о «конфискации имущества негодяев» принимался с аналогичной быстротой.