Участники президентских выборов с этой недели обращаются к электорату с более креативной рекламой. Фото Reuters
На ТВ с 19 февраля стали выходить видеоролики кандидатов в президенты РФ. Действующий глава государства, похоже, решил не показывать лица, за него агитирует медведь. Несколько вариантов обращения к электорату представила КПРФ, претенденты от ЛДПР и «Новых людей» выступают более лаконично. Эксперты отметили, что главная интрига нынешних выборов – это перераспределение голосов неопределившихся избирателей.
Официальный агитационный период в СМИ начался с размещения видеороликов на телеканалах. Пока самой плодовитой выглядит КПРФ, которая представила сразу несколько вариантов презентации кандидата в президенты Николая Харитонова электорату. Это и персональные его съемки, и иллюстрации к партийной программе.
Например, в одном из роликов диктор ТВ зачитывает социальные требования коммунистов, а публика за кадром каждый раз кричит «Да!». После чего телевизор отвечает: «Тогда Харитонов!», на что следует очередное согласие хора. Есть и сюжет, когда лично Харитонов объясняет, в чем прелесть народных предприятий, действующих под патронажем партии. Но наибольшее внимание получил, конечно, мини-фильм, как бывший красный кандидат 18 марта уезжает на работу в Кремль.
Лидер ЛДПР Леонид Слуцкий, судя по всему, пока снялся в единственном ролике. Вот он приходит в кабинет Владимира Жириновского, садится в еще теплое руководящее кресло, а секретарша уже хочет убрать со стола табличку с именем прежнего лидера. Но Слуцкий весь вспыхивает: «Нет, оставьте!» Вице-спикер Госдумы Владислав Даванков («Новые люди») в своем видео позиционирует себя как человека, вышедшего из народа – для того, чтобы изменить всю страну к лучшему.
И, наконец, пока лишь в соцсетях появился ролик вроде бы как с агитацией за президента РФ Владимира Путина. Однако до конца так и непонятно, официальный это релиз или некий креатив со стороны. Пока экран показывает, как огромный медведь занимается своими делами в бескрайних лесах и бесконечных озерах, за кадром звучит известное высказывание главы государства, правда, почему-то в слегка убыстренном темпе, о том, что Россию, как того медведя, Запад хочет посадить на цепь. Конечно, чтобы потом забрать себе всю тайгу. Но ведь у этого мишки вообще-то зубы и когти еще имеются.
Троица думских кандидатов продолжает и свои региональные предвыборные поездки. Чемпионом тут по-прежнему остается Даванков, Слуцкий держится в общем-то на втором месте, но и Харитонов старается не отставать. Между тем различные соцопросы показывают достаточно большое число избирателей, которые либо еще не определились с выбором, либо от него якобы отказываются, хотя на самом деле оставляют решение на последний день. Поэтому, например, Центр исследований политической культуры России и отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний сделали основательный доклад под названием «Война» предвыборных лозунгов кандидатов в президенты и ее электоральные последствия», чтобы выяснить, как можно добиться симпатии этих самых неопределившихся и какие действия для этого максимально эффективны. Левые явно радуются, что в ходе кампании выстроилось цветовое противостояние – три сине-бирюзовых кандидата против одного красного. В КПРФ это объясняют тем, что для власти главное – это обеспечить переток голосов от ЛДПР и «Новых людей» к основному кандидату, а Харитонов, получается, обретает большую свободу. Однако степень воздействия на этот электорат лозунгов кандидатов признана в докладе довольно незначительной и, главное, неопределенной.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин пояснил «НГ»: «Электорат из числа неопределившихся – это основная интрига выборов на самом деле. Возникает вопрос: кто станет бенефициантом перетока голосов, кто сможет и сможет ли аккумулировать их, а значит – занять второе место? Потому что партийным кандидатам кроме собственной электоральной ниши остаются только голоса колеблющихся, которых они либо смогут завоевать, либо нет». По его мнению, кандидаты стараются привлечь внимание таких избирателей, в том числе с помощью видеороликов. «Слуцкий позиционирует себя близким в Жириновскому человеком, те, кто с интересом следил за этим лидером, такое заметят. Но в целом нынешнему главе ЛДПР недостает активности. У Даванкова виден хороший самопиар, у него нет цели заострять внимание на собственной партии, а фактор «нового лица» в принципе может дать результат. КПРФ – богатенькая партия, отсюда и хорошие ролики, хотя появление не Зюганова, а другого кандидата уменьшило шансы на второе место, причем не меньше, чем наполовину», – заметил Мухин. По его словам, впечатление от начала агитационного периода такое: «Кандидаты и партии отрабатывают номер, готовятся не столько к президентским выборам, сколько к думской кампании 2026 года».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев согласен, что «тройке думских кандидатов больше неоткуда ждать прироста голосов, кроме как от неопределившихся, тем более что до конца неизвестно, сколько тех всего». По его словам, и два, и пять, а тем более 10% «на дороге не валяются, это ресурс, который может существенно повлиять на распределение второго, третьего и четвертого мест». «Пока это выглядит как электорат Даванкова в большей степени, потому что он единственный неизвестный широкой публике и в то же время – позиционирующий себя как сторонник прогресса кандидат. В то же время видны попытки КПРФ предстать альтернативой, но они, конечно, теряются на фоне их разрыва с недовольными горожанами. А проблема ЛДПР в первую очередь в том, чтобы вернуть ядерного избирателя. Судя по всему, о приросте голосов Слуцкий пока не думает», – подчеркнул Калачев. Он высказал свое мнение и по появившимся роликам: «Даванков делает акцент на собственную личность и новизну, на желание перемен в обществе, Харитонов – на идеологическое содержание и свою партию, но также намекает на альтернативу. Слуцкий же лишний раз подчеркивает преемственность курса Жириновского, но тот выполняет только роль костыля для преемника». Эксперт отметил, что не очень понятно, почему же в ЛДПР не переосмыслят старые лозунги, к примеру, «Мы за бедных, мы за русских!» или «Не врать и не бояться!». В любом случае, полагает он, из всех кандидатов больше всего «не добирает» активности именно Слуцкий. «Даже голос его в ролике звучит слишком наигранно. А у Харитонова и КПРФ сейчас происходят попытки закрепить место на левом фланге, ведь эсэры в кампании не участвуют, а значит, надо те популярные идеи, которые они увели, себе вернуть. Но, несмотря на то, что ролики выглядят креативно и намекают на альтернативу, «новый президент в Кремле» – это классика предвыборного жанра, партия Зюганова тоже не дожимает. Сделали замах, но не ударили, отсюда и нестройный хор, кричащий «Да!». Даванков же в роли простого парня и нового политика, то есть борца с архаикой, органичен. И ролик главного кандидата, если это действительно он, тоже весьма органичен», – пояснил Калачев. Ведь там показано много близкого Путину: «Во-первых, то, что Россия противостоит врагам в лице Запада, во-вторых, что страну ждут трудные времена и борьба. В-третьих, это уход главного кандидата от любых предвыборных обещаний, и, наконец, в-четвертых, будущее голосование выставлено как акт настоящего патриотизма».
По итогам анализа первых видеороликов, считает Калачев, можно сказать, что пока они не особенно цепляют, «все выполнены гладко и политкорректно по отношению к власти, а есть ощущение, что можно снять и получше». Но чтобы взять голоса неопределившихся, особенно важна будет последняя неделя выборов, вот тогда и надо показать себя ярко. «Ведь недаром существует выражение «выбор последнего дня». Может быть, системные кандидаты все-таки себя еще покажут», – предположил он.