У команды Бориса Надеждина не получилось переубедить верховных судей. Фото Reuters
Экс-кандидат в президенты от «Гражданской инициативы» Борис Надеждин 15 февраля проиграл в Верховном суде (ВС) РФ оба иска к Центризбиркому. Эти решения будут обжалованы, в том числе и отказ ВС обратиться в Конституционный суд (КС). Надеждин, видимо, уже сам дойдет до председателя КС Валерия Зорькина. Эксперты подтвердили «НГ», что судебные тяжбы показали: постановления ЦИК были обусловлены не столько требованиями закона, сколько политическими решениями.
Напомним, что Надеждиным в ВС было подано два конкретных иска – об оспаривании формы списка сборщиков подписей для регистрации кандидатом в президенты и формы проверочной ведомости. Третий, но уже основной иск – в целом по отказу Центризбиркома регистрировать его кандидатом в президенты Надеждин обещал направить позднее. Теперь, конечно, уже непонятно, нужна ли будет еще какая-то жалоба.
Надеждин сообщил «НГ», что мотивировочную часть обоих решений его штаб на руки пока не получил, хотя, заметим, суть отказов была вполне очевидной и на слух. ВС подошел к искам ожидаемо формально, несмотря на то что в первом из них оспаривался не четкий пункт инструкции ЦИК, а явная его интерпретация не в пользу кандидата. Надеждин на первом слушании настаивал, что в федеральном законе нет требования, из-за которого были забракованы подписи: «Именно в этой норме комиссия превысила свои полномочия. ЦИК дополнительно накладывает на сборщика обязанности получать нотариальное заверение несколько раз – за каждый регион, из которого он собирал подписи. В список сборщиков он также должен был быть внесен несколько раз. При этом, по словам самого ответчика, такого требования в федеральном законе не содержится».
По поводу второго иска Надеждин заявил в суде: «Я участвую в выборах уже 30 лет. Каждый раз после проверки собранных подписей с документами от рабочей группы избиркома я получал заключение эксперта-почерковеда. Примеры таких заключений с других выборов приложены к сегодняшнему иску. 4565 подписей отбраковали именно эксперты-почерковеды, но мы не получили никакого заключения, которое подтвердило бы, что это было обоснованно».
Ранее Надеждин, по его утверждению, собрал около 200 тыс. подписей, но в срок сдал лишь положенные 105 тыс. (см. «НГ» от 29.01.24). При этом и не скрывалось, что сборщики в штабах Надеждина из крупных городов, прежде всего столиц, собирали подписи по всей стране, помещая их в листы соответствующих регионов. То есть и в Москве, и в Петербурге часть автографов была взята у приезжих из других мест.
ВС в своем отказном решении по первому иску сослался постановление ЦИК № 138/1056-8 от 14.12.2023 «О перечне и форме документов», предоставляемых кандидатами. Но ни там, ни в постановлении № 143/1105-8 от 20.12.2023 «О вопросах, связанных с оформлением, приемом и проверкой подписных листов» нет ничего о привязке нотариусов к региону сбора подписей, как и об обязанности сборщиков находиться именно на определенном месте. Нет подобных указаний и в документе Минюста от 30.09.2020, которым утверждаются форматы всех возможных нотариальных заверений.
Эксперт по выборам Андрей Бузин подтвердил «НГ»: «В законе точно нет такой нормы, чтобы нотариус был привязан к определенному региону. ЦИК свое подозрение использует как «разумное» основание для признания подписи недействительной. Я не нашел и в инструкциях ЦИК требования, чтобы нотариус находился по месту пребывания сборщика, чьи реквизиты он заверяет». Логика ЦИК, по его мнению, заключается в рассуждении: а как нотариус мог заверить эти реквизиты? Ведь надо, чтобы он убедился в их правильности, в частности увидел паспорт сборщика. Однако, заметил Бузин, «это неформальное рассуждение, которое не соответствует букве закона, поэтому оно не может быть применено в правовом государстве». Он также заметил, что заключения экспертов, которые даны без обоснований и потому не удовлетворяют требованиям к экспертным заключениям, не могут служить единственным основанием для признания подписи недействительной. «КС еще в 2011 году отмечал, что заключение почерковеда не является обязывающим для избирательной комиссии», – напомнил эксперт.
Надеждин как раз и раздумывает над подачей иска в КС, тем более что в ходе второго слушания в ВС он ходатайствовал о том, чтобы это сделал сам председательствующий на процессе судья. Тот отказался обращаться к Зорькину по поводу каких-то инструкций ЦИК. Что же касается Надеждина, то пока неясно, будет ли он жаловаться в КС на нормы о проверке подписей или иск будет более политическим. Например, можно было бы попытаться оспорить норму, по которой нельзя взять хорошие подписи из той части, которая не была подана сверх лимита. Бузин на это пояснил: «Что касается 200 тыс. подписей у Надеждина, то такой иск точно бесперспективен. По обжалованию процедуры КС примет отказное определение, что он оценивает не решения правоприменительных органов, а соответствие нормативного акта процедуре».
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин считает, что «дальнейшие усилия Надеждина – это уже политические ухищрения». Он сказал «НГ», что Надеждину еще на старте следовало более тщательно перепроверить листы с хорошими юристами. «Надеждин по ходу кампании совершил две ошибки. Первая в том, что скооперировался с Екатериной Дунцовой, а вторая – что связался с организацией, условно называемой «жены мобилизованных», которая явно оплачивается иноагентами и спонсируется из-за рубежа. Поэтому если у него и были договоренности с кураторами выборов, то они обнулились», – подчеркнул Мухин. Поэтому, по его мнению, сейчас Надеждин работает на тех, кто дал ему не только подписи, но и пожертвования. То есть возвращает некий моральный долг, показывает, что за справедливость борется до конца.
* * *
Тем временем, авторы Telegram-каналов продолжали следить за активностью других кандидатов, обсуждая, поедут ли они агитировать в новые регионы РФ.
«Усилия в этом направлении парламентских выдвиженцев будут минимальны. Просто в новых регионах, как показывали выборы, доминирует лояльность ЕР (а значит и Путину). В таком случае стратегически выгоднее сосредоточить усилия на других регионах», - отмечает «Темник».«Новые регионы это 4,56 млн избирателей и отказаться от них в условиях предвыборной гонки можно лишь в том случае, если есть понимание бесперспективности борьбы за их симпатии, - полагает «Мейстер». - По сути, это признание того, что с Владимиром Путиным на этих территориях соревноваться бесполезно и лучше сосредоточить усилия на других площадках, где партийный бренд и личная узнаваемость дают шансы получить более высокие результаты».