Предыдущие выборы президента РФ отличились высокой активностью зарубежных избирателей. Фото Reuters
В 2024 году уже идет и обязательно будет продолжено вмешательство западных держав в выборы российского президента, говорится в докладе Центра политической информации (ЦПИ), который есть в распоряжении «НГ». Из данного документа следует, что попытки воздействовать на другие государства в своих интересах для международных взаимоотношений в порядке вещей, однако именно Запад, и особенно США, открыто заявляют о такой политике и ее пропагандируют. В нынешних условиях властям РФ следует подготовиться к противодействию наиболее четко. В докладе прогнозируется неизбежная внутриполитическая заморозка, но одновременно дается совет после нее быстро перейти к фазе своего рода оттепели.
Доклад «Внешнее вмешательство в выборы 2024 года в России и возможные последствия» представил генеральный директор ЦПИ Алексей Мухин. Документ представляет собой добротную компиляцию всех тех точек зрения, которые ныне явно доминируют внутри власти, на взаимоотношения России с Западом. Подробно перечислен и тот инструментарий, которым последний может и будет воздействовать на внутриполитическую ситуацию в стране. В тексте читаются и намеки на то, что в действующих условиях, которые порождены спецоперацией на территории Украины, и число, и тяжесть ударов с помощью вроде как мягкой силы скорее всего будут расти.
Напомним, что российские власти в последние годы также открыто заявляют об экспансии Запада во внутреннюю политику РФ. Поэтому, например, в Совете Федерации и Госдуме созданы специальные комиссии по противодействию таким попыткам. О них прямо говорят, скажем, глава Центризбиркома Элла Памфилова и широкие круги провластной общественности. А Мухин в своем докладе настаивает на версии, что косвенным, но весомым подтверждением враждебных внешних намерений является антироссийская риторика, которая, мол, приписывает противнику такие же планы по вмешательству в выборы как в США, так и в любой стране Евросоюза.
В исследовании ЦПИ особое внимание «НГ» привлекли разделы с такими названиями – «Персональные атаки на Владимира Путина», «Фактор диссидентствующих релокантов», «Внутренний фактор (скрытая оппозиция)». Первый из них – это своего рода подтверждение, что власти понимают, какая основная опасность для них существует. «Персональные атаки на Путина носят преимущественно имиджевый характер и укладываются в регулярный тезисный ряд, который инсталлируется в информационное поле в виде слухов, «сливов» и конспирологических форматов через акторов, которые действуют в интересах выше обозначенных заказчиков», – отмечается в докладе. Заказчики – это западные госинституты, разведывательные службы и пр. Цель тоже вполне понятна – добиться хотя бы частичной делигитимизации выборов, а значит, бросить тень сомнения на законность очередного срока президента РФ.
Наличие на Западе российских релокантов, среди которых имеется много политических эмигрантов, также будет использована для решения вышеназванной задачи. Это проявилось, например, в ситуации с голосованием граждан РФ за рубежом. Власти все-таки решились его организовать, но прежней ставки на него в пропагандистском смысле уже не будет, зато в своих интересах возможные происшествия станут использовать противники власти, а возможно – их и провоцировать. Например, воспользовавшись очередями голосующих в посольства и консульства РФ. Раздел о «пятой колонне» в докладе представлен без особых подробностей, но из него ясно, что последние общественные инициативы вроде «жен мобилизованных» уже получили соответствующие оценки там, где следует.
Любопытный в докладе ЦПИ делается и вывод, как бы даже и перпендикулярный вышеизложенным соображениям. С одной стороны, «в итоге избирательной кампании органам власти предстоит определить формат и время ужесточения политического режима, которое предпринимается в ответ на попытки внешнего вмешательства в процесс выборов, однако меры ограничительного характера должны быть временными, на это особенное внимание обратил в свое время и президент Путин». С другой стороны, «сознательное поведение гражданского общества должно состоять в понимании особенностей политического момента, принятии временных ограничений в этой связи, а также в требовании разумной либерализации законодательства, которое в конце концов должно находиться в полном соответствии с Конституцией РФ».