Оппозиционер Борис Надеждин пока не теряет предвыборного оптимизма. Фото из Telegram-канала Бориса Надеждина
По информации «НГ», участник президентских выборов Борис Надеждин наращивает темп своей кампании. На руках у него уже примерно 20 тыс. подписей, в избирательном фонде – свыше 17 млн руб. И он первым начал набирать сторонников из числа граждан РФ за рубежом. Но вопрос о его шансах на регистрацию, наоборот, обострился. Политэмигранты согласовали протестную стратегию голосования «За любого кандидата против Путина» – и Надеждин как раз мог бы стать для этого наиболее приемлемым.
Кандидатский сайт Надеждина 17 января взломали примерно в 11 утра, после чего он был недоступен большую часть дня. По словам оппозиционера, это лишило его штаб возможности получать пожертвования до тех пор, пока они не были перенаправлены в Telegram-бот.
Надеждин при этом заявил «НГ», что сбор подписей в его поддержку теперь уже действительно приобрел лавинообразный характер. Хотя последние данные на сайте показывали 15 тыс. автографов, по его подсчетам, непосредственно на руках у сборщиков есть еще около 20–30 тыс. Он также напомнил, что подписей в регионах всегда в два-три раза больше, поскольку статистика оперируется уже подсчитанными и выверенными подписями.
Самые активные сборы ожидаемо проходят в Москве и Петербурге, хорошие темпы демонстрируют штабы в Иркутске, Тамбове, Воронеже, Новосибирске и ряде других городов. А еще общий подсчет затрудняет то, что подписные листы высланы в регионы для ускорения работы. Однако объем пожертвований на кампанию Надеждину всегда известен точно – и на утро 17 января он достиг примерно 17,5 млн руб. Как сказал он «НГ», подсчет готовых для сдачи в ЦИК подписей и их итоговую проверку федеральный штаб планирует на 26–27 января. Для более пристальной выбраковки необходимо будет хотя бы 125 тыс. автографов.
При этом за рубежом проявили себя активисты, пожелавшие открыть там штабы по сбору подписей. И один такой уже появился в Тбилиси. Как пояснил Надеждин, инициатива идет именно из-за границы и снизу, то есть никакие политструктуры несистемщиков к этому вроде бы не причастны. Дескать, в федеральный штаб обратился россиянин – эмигрант в Грузию, с ним договорились и выслали ему подписные листы. Аналогичные предложения сейчас поступают из Армении, Киргизии и даже США. Напомним, что по закону любой гражданин РФ может ставить свою подпись за кандидата, даже не находясь в стране, главное, чтобы было где расписаться.
Между тем стоит отметить, что эмигрантская оппозиция, похоже, все-таки согласовала общую стратегию голосования на выборах президента. Суть ее выражается в таком лозунге – «За любого кандидата против Путина». Это включает в себя и вариант с порчей бюллетеня. А еще в последний день выборов – 17 марта всех несогласных с действующей властью граждан призывают прибыть на участки для участия в акции «Полдень против Путина». Впрочем, по информации «НГ», окончательного решения на этот счет пока нет, ведь малочисленный флешмоб лучше будет вовсе не проводить, а политэмигранты не могут гарантировать массовый приход россиян. Однако для утвержденной стратегии голосования как раз Надеждин и представляет собой наиболее подходящего фигуранта, поскольку делает пафицистские и антивластные заявления. А значит, у кремлевских администраторов может возникнуть ощущение, что проблему некой точки сбора протеста лучше было бы заранее не допустить. Понятно, что проще всего это сделать через отказ в регистрации.
На это сам Надеждин заметил, что к данной диспозиции он отношения не имеет: «Я реально собираю подписи и мне нечего бояться недопуска, все делается по закону. За действия других людей я не отвечаю». Он напомнил, что ему прогнозировали крах еще на точке входа в кампанию. «НГ» также спросила Надеждина, не проверил ли он себя по списку физлиц, аффилированных с иноагентами, который ведется Минюстом уже второй год, но в закрытом режиме. Надеждин на это ответил: «Если у государства возникнут ко мне вопросы, они придут в виде полиции, писем, повесток. В списки возможных уголовников я не заглядывал».
Эксперты разошлись во мнениях о том, насколько стратегия несистемщиков осложнит жизнь зарегистрированным кандидатам, тем более что вариант расширенной их палитры еще остается. Напомним, что в гонке, помимо Надеждина, пока участвуют Сергей Бабурин, Сергей Малинкович, Андрей Богданов, Анатолий Баташев и ряд других. Это не говоря уже о кандидатах от ЛДПР, «Новых людей» и КПРФ. Теоретически протестный подход к голосованию можно реализовать и через них. Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов пояснил «НГ»: «Это играет на руку абсолютно всем кандидатам, кроме главного. Поэтому регистрация или нерегистрация Надеждина вряд ли будет зависеть от позиции несистемщиков. Эмигрантской субкультуре важно отметиться и показать свои достижения, вот они и используют старый политтехнологический ход». По его мнению, ряд кандидатов так или иначе связан с администрацией президента, в этот список, как ни странно, входит и Надеждин. А дальше в контексте регистрации включаются несколько факторов. Как технический – чистота и количество подписей, так и политический: «Сейчас Кремлем проводится обширная социология, хотя, конечно, власти сейчас бояться некого и нечего, кроме самой себя. Но администрация президента просчитывает различные сценарии и кандидатов, чтобы понять, что и кто ту или иную явку сможет принести. Итоговый список кандидатов будет определен, когда определится лучший сценарий».
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин заметил: «Надеждину позиция эмигрантов-несистемщиков жизни не усложнит. Потому что на самом деле лозунг протеста сейчас соответствуют одному из трендов кампании. Слишком большой результат Путина не слишком нужен Кремлю, потому что вызовет сомнения в его релевантности. Выгоднее набрать 75–77% максимум, сверхрезультат в 85–87% уже нежелателен, он выглядит туркменским. Нужно показать соревновательный результат, чтобы не было сомнений в легитимности». По его оценке, Надеждин способен набрать максимум около 3%, 5–7% уже выглядят фантастикой. «Сравнительно большой процент мог бы набрать кандидат из предпринимателей, за которого консолидированно голосовали бы либералы, как за Михаила Прохорова в 2012 году, но такого кандидата нет. Поэтому власти нечего бояться протестного голосования либералов, ясно, что осложнений не будет», – считает Мухин. Но у Надеждина в будущем все-таки могут возникнуть проблемы в случае необдуманных политических шагов, вроде встречи с женами мобилизованных, поскольку здесь будет аналогия с действиями несистемщиков. То есть участие Надеждина, а также Бабурина, Малинковича, Богданова и остальных пока и под вопросом, и не исключено.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев нарисовал «НГ» такую картинку: «Единственный шанс Надеждина дойти до выборов – это стать Безнадеждиным и Благонадеждиным. Если у него появляется возможность набрать сколько-нибудь значимый результат, то он тут не нужен. То же самое, если будет малейший намек на пересечение красных линий». То есть поддержка эмиграции – это аргумент за отказ Надеждину в регистрации по любым формальным причинам. «Точка сборки протеста Кремлю не нужна. Потому что нужно было показать, что люди подобных взглядов не имеют никакой поддержки. Либо, как вариант, выставить их настолько беспомощными организационно и ненепопулярными, что они, мол, даже и подписи собрать не могут», – пояснил Калачев.