На фото встреча руководителей Федеральной палаты адвокатов с представителями СМИ. Фото сайта fparf.ru
Федеральная палата адвокатов (ФПА) РФ подвела итоги года, которые важны для всего сообщества. Анализ коснулся и новых регионов страны. Еще с 2022 года адвокатские образования, действующие в российской правовой системе, появились в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях, но там не хватает профессионалов. Предложение властям – с учетом сложных условий повысить ставки для защитников по назначению, находящихся в зоне СВО, ФПА считает частью своей политики по защите прав и полномочий адвокатуры в целом и отдельных ее представителей.
Адвокатским палатам в новых субъектах РФ оказывается поддержка со стороны государства, ФПА и коллег в других регионах страны. Как финансовая – неоднократно выделялись средства, к примеру, на приобретение оргтехники, так правовая и кадровая.
Как пояснил первый вице-президент ФПА Михаил Толчеев, в ЛНР, ДНР и Запорожской области ситуацию хотя и нельзя назвать спокойной, но все-таки там структура «функционирует в полном объеме». У адвокатских палат есть помещения, они подключились и к комплексной информационной системе адвокатуры России (КИС АР), проведены квалификационные экзамены. В Херсонской области пока гораздо больше проблем, среди которых самая главная – это нехватка адвокатов и колоссальная нагрузка на тех, кто имеется, что усугубляется отсутствием необходимых помещений и возможности полноценно подключиться к КИС АР. «Полная работа системы там начнется в январе или феврале 2024 года», – сказал он. Что же касается адвокатских экзаменов, то пока пошел лишь процесс приема документов на их сдачу.
При этом в ФПА убеждены, что адвокаты, действующие на территории зоны проведения СВО, должны получать вознаграждение в соответствии со специальным повышающим коэффициентом, так как нагрузки на них и риски – неизмеримо большие, чем в других субъектах РФ. «Сейчас работаем над экономическим обоснованием для Минюста необходимого нормативного регулирования», – сообщил Толчеев. Проблема и в том, что до сентября этого года в новых регионах правосудие осуществлялось местными судьями – и за это время была накоплена задолженность перед российскими адвокатами, работающими там по назначению. Каким образом она будет теперь оплачена, пока не совсем понятно. Либо через Судебный департамент при Верховном суде РФ на это нужно отдельное решение, либо надо выделить военно-гражданским администрациям средства для погашения долгов.
Как сказал «НГ» Толчеев, ключевые итоги года вкратце выглядят так: заявление главы Минюста на Петербургском юридическом форуме о профессионализации судебного представительства и выход на завершающие чтения в Госдуме поправок к закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». В первом случае речь идет о внесении изменений и дополнений в процессуальное законодательство, которые предусматривали бы допуск в суд только для адвокатов, корпоративных юристов – лишь по спорам с участием их работодателей, а также еще патентных поверенных, аудиторов и т.д. Корректировки же базового закона описывают параметры КИС АР, снимают юридические препятствия для интеграции этой системы с основными государственными цифровыми платформами. Он также рассказал, что в следующем году адвокатуре предстоит реализовывать эти изменения. Безусловно, будет продолжена и работа по отстаиванию прав адвокатов и независимости адвокатуры как неотъемлемого условия организации справедливого правосудия.
Между тем по-прежнему не так уже и редки противоправные действия в отношении адвокатов – те же незаконные обыски, допросы, попытки получить информацию, составляющую профессиональную тайну. Поэтому-то, подтвердила «НГ» президент ФПА Светлана Володина, сейчас идет активное обсуждение со всеми заинтересованными сторонами изменений в УК и УПК, вводящих уголовную ответственность за воспрепятствование адвокатской деятельности и устанавливающих дополнительные гарантии обеспечения их профессиональных прав. ФПА продолжает отстаивать и позицию об исключительном праве адвокатуры на судебное представительство. Еще один из приоритетов – это пенсии для адвокатов. По ее мнению, необходимо уточнить принципы их формирования и «сделать так, чтобы адвокат, отчисляющий взносы с больших гонораров, мог в дальнейшем рассчитывать на пенсию в большом размере».
Что касается оплаты труда защитников по назначению, то «впервые за долгие годы нет жалоб на задержки в оплате услуг защитников со стороны МВД», сообщила исполнительный вице-президент ФПА Оксана Сергеева. Как сообщают региональные палаты, долги перед адвокатами есть у Следственного комитета и Судебного департамента, но они в большинстве случаев имеют текущий характер, то есть не связаны с недофинансированием из бюджета. А с серьезными задолженностями ФПА сейчас разбирается. И уже готовит финансово-экономическое обоснование увеличению ставок адвокатов по назначению в гражданских и административных делах. Чтобы такое повышение мотивировать, нужно знать текущие расходы на защитников, но Судебный департамент не ведет раздельного учета по видам производства. А еще не во всех субъектах РФ в законодательство внесены нормы о бесплатной юридической помощи (БЮП) участникам СВО.
Как считает вице-президент ФПА, президент АП Воронежской области Олег Баулин, 2023 год запомнился ХI Всероссийским съездом адвокатов, постоянным вниманием к закону об адвокатуре. Также в течение года корпорация занималась поправками в закон о БЮП. Продолжалась, трансформируясь на ходу, и сама работа по оказанию БЮП, в частности, по отношению к участникам СВО. Не утратили сложности и вроде бы стандартные обязанности по защите по назначению в уголовных делах, напомнил «НГ» Баулин. В центре внимания был ряд направлений – организационный, взаимодействие с уполномоченными госорганами, оплаты работы и дисциплинарные решения. «Продолжалось и совершенствование КИС АР, которая должна стать работающим в интересах всей адвокатуры цифровым продуктом», – заметил он. И на этом фоне велась не менее постоянная работа по обеспечению прав адвокатов – хотя только и имеющимися средствами, но тем не менее довольно эффективная.