По замыслу Минюста, правовую поддержку от государства должны получать 30 миллионов россиян. Фото со страницы ГКУ Госюрбюро РБ в «ВКонтакте»
Госдума приняла законопроект о порядке взаимодействия государственных юридических бюро (ГБР) с адвокатскими объединениями по программам оказания гражданам бесплатной юридической помощи (БЮП). Речь идет о расширении работающей уже сейчас смешанной модели, хотя ранее Минюст России выступал за развитие сети именно ГБР. Правда, пока они появились только в 43 регионах – и теперь с профессиональной корпорацией, похоже, найден некий компромисс. В первую очередь, видимо, из-за нехватки бюджетных средств для быстрой реализации такого масштабного ведомственного проекта.
В этом будущем законе говорится, что работники ГБР ведут первичный прием населения и консультируют граждан, а частные адвокаты защищают их интересы в судах и иных госорганах. И создавать новые ГБР там, где их еще нет, теперь не понадобится, потому что в законе речь идет только о структурах уже действующих или запланированных к открытию в ближайшее время. «Успешность использования такой модели организации системы БЮП подтверждается практикой ряда регионов», – говорится в пояснении к законопроекту.
Вместе с тем у Минюста теперь появляется право устанавливать единые для всех субъектов РФ стандарты оказания такой юрпомощи. Как пояснил на круглом столе в Совете Федерации директор департамента развития и регулирования юрпомощи и правовых услуг Минюста России Роман Рябый, пока ГБР созданы в 43 регионах. В перспективе они должны появиться везде, та же ситуация, что пока это вовсе не так, сложилась «по финансовым причинам». В итоге ведомство Константина Чуйченко, по словам представителя Минюста, поддерживает смешанную систему, где «происходит конструктивное взаимодействие адвокатов и госюрбюро».
В 48 регионах БЮП сейчас оказывают только адвокаты, в 8 – только госюрбюро, смешанная модель, когда этим занимаются обе стороны, – сложилась в 33. Об этом сказала первый зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Ирина Рукавишникова. Она же сообщила, что у сенаторов есть намерение расширить сферу БЮП, в частности, на такую категорию, как граждане с инвалидностью. То есть число людей, которые смогут претендовать на БЮП, со временем будет лишь увеличиваться. Пока же за 2022 год она была оказана более чем в 735 тыс. случаев, что почти вдвое больше, чем в 2021-м. Между тем, хотя правом на БЮП обладают около 30 млн граждан, фактически им воспользоваться могут далеко не все, особенно ограниченные в своей мобильности лица, а также те, кто проживает в отдаленных местностях.
Поэтому сейчас речь идет и о том, чтобы закрепить возможность оказывать БЮП дистанционно, соответствующий законопроект уже внесен в ГД. А в 10 регионах обкатывается информационная система «Правовая помощь» и портал «Вправе.рф». По данным, полученным в верхней палате, число обратившихся за БЮП в электронном формате уже превышает 65% от всего ее объема в этих пилотных регионах. По словам Рукавишниковой, «портал посетили порядка 30 тыс. пользователей, в онлайн-режиме работают более 170 специалистов».
Как заметил «НГ» первый вице-президент Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ, вице-президент АП Московской области Михаил Толчеев, если рассуждать о БЮП в целом, то следует понимать, что в полном смысле ее оказывают только адвокаты. Это так называемая юрпомощь pro bono, то есть своего рода правовая благотворительность в общественных интересах. Что касается ГБР и иных структур, создающихся в системе БЮП, то «оказываемую ими помощь правильнее именовать субсидируемой, ведь бесплатной она является только для получателя, поскольку финансируется из федерального или регионального бюджета». Таким образом, речь должна идти о наиболее эффективном использовании средств налогоплательщика: «Нам представляется, что таковым, бесспорно, является субсидирование оказания БЮП адвокатами», – подчеркнул Толчеев. И такой вариант не требует создавать какие-то специальные структуры с работниками, помещениями, обслуживанием, то есть затратами вне зависимости от действительных объемов работы. Если же БЮП занимаются адвокаты, то оплачивается только реально оказанная помощь. Так что именно смешанный способ, при котором на Минюст возлагаются контрольные и коммуникативные функции, а адвокатура привлечена в качестве непосредственного исполнителя, и получается наиболее эффективным. И, конечно, по его мнению, цифровые технологии в этой сфере в значительной степени упрощают и даже удешевляют все процессы, что также повышает эффективность использования бюджетных средств.
Вице-президент ФПА, президент АП Воронежской области Олег Баулин напомнил «НГ», что за последние несколько лет институт БЮП – государственная система, регулируемая соответствующим законом, развивается динамично. Прежде всего постоянно расширяется круг лиц, имеющих право на бесплатную правовую поддержку в рамках госпрограмм. Так, в 2023-м право на БЮП получили дети-инвалиды, а также участники СВО и члены их семей. В завершающей стадии разработки находится законопроект, предусматривающий расширение БЮП на детей-сирот или оставшихся без попечения родителей. Однако Баулин указал и на отставание отдельных регионов от федерального законодательства, которое определяет БЮП как сложную систему, право на доступ к которой определяет федеральный Центр, а порядок реализации закона закрепляется региональным регулированием.
Второе направление для развития законодательного регулирования БЮП как государственной системы – это, по информации «НГ», изменение структуры ее оказания. Минюст в нынешних поправках к закону о БЮП реализует ряд позиций по усилению контроля за качеством. Как подтвердил Баулин, «этот проект достаточно давно обсуждается, в том числе с активным участием ФПА, одно из реализуемых Минюстом направлений – это создание и улучшение деятельности образуемых в регионах ГБР». По его словам, соглашаясь с тем, что расширение организационных форм БЮП усиливает гарантии конституционному праву на получение квалифицированной юрпомощи, адвокатура всегда настаивала, что представительство в судах в рамках БЮП должно оставаться ее функцией. «Понимание в этом вопросе было достигнуто, проект предусматривает формы взаимодействия ГБР и адвокатских палат для реализации права на получение БЮП», – подчеркнул Баулин.
Вместе с тем для адвокатов остаются проблемными отсутствие унификации процедур БЮП и определение размеров компенсации за ее оказание. Правила устанавливаются на уровне регионов, а значит, способов подводить итоги фактически столько же, сколько и их самих. Однако ФПА этим вопросом уже занимается, есть понимание и у уполномоченных госорганов. При этом Баулин также заявил, что и свою работу в рамках госсистемы БЮП адвокатура выполняет и будет выполнять и не намерена оставлять без внимания иные аспекты бесплатной правовой поддержки. «Так, адвокатское сообщество продолжит проводить на регулярной основе дни оказания БЮП, когда получить ее может каждый нуждающийся, будет взаимодействовать с беженцами, оказывать правовую и разные виды фактической поддержки детям», – подчеркнул вице-президент ФПА.