На рассмотрение Госдумы от президента поступило предложение повысить статус федерального кадрового резерва государственной гражданской службы. Поскольку Владимир Путин теперь нечасто пользуется правом законодательной инициативы, уже одно это подчеркивает важность вносимых изменений. Если коротко, то глава государства получит право лично формировать гвардию чиновников, видимо, без соблюдения формальностей табеля о рангах. Но достоверно утверждать подобное трудно, поскольку весь законопроект представляет собой отсылку к будущим указам и распоряжениям президента.
Полную «бланкетность», то есть регулирование последующими и не ясными сейчас решениями, президентского законопроекта наглядно отражает пояснительная записка к нему. Ни депутатам Госдумы, ни общественности там, по сути дела, и не предлагается никаких объяснений по поводу целей и задач, которые преследует повышение статуса федерального кадрового резерва. В документе просто написано, что все необходимые решения предполагает принимать глава государства.
Причем эта парадигма коснется как обстоятельств появления конкретного человека на том или ином посту, так и любого рода исключений из общего порядка, которые в данном случае будут применены. Короче говоря, правила формирования данного кадрового резерва в любом момент можно будет менять под текущую ситуацию. Собственно, это и неудивительно, кадровая политика – это ключевая забота любого правителя, так что появление путинской гвардии чиновников является процессом объективным.
В президентском законопроекте, суть которого станет понятна в дальнейшем из подзаконных актов, если они, конечно, не будут засекречены, главным нормативным изменением станет трансформация чисто условного кадрового резерва в реальный иерархический механизм. Это следует из такого изменения, которое предполагает, что в резерв можно будет зачислять не только действующих госслужащих, но и граждан со стороны. Каких граждан, на основании чего и за какие заслуги – это решит сам президент. Поэтому логично, что один из нынешних принципов формирования общефедерального кадрового резерва – на конкурсной основе предлагается из действующего закона исключить.
Более того, глава государства берет на себя полномочия утверждать правила формирования и ведомственных кадровых резервов, включая даже кадровые резервы ветвей и уровней власти. Понятно, что в том же направлении меняется и декларированный прежде принцип об обязательном декларировании действующими и будущими чиновниками своих доходов и имущества как за себя, так и за членов своей семьи. Как следует из представленных в Госдуму поправок, данный подход принципиально вроде бы и сохраняется, но его применение – опять же в соответствии с решениями президента, видимо, будет варьироваться исходя из целесообразности, понимаемой таковой все тем же президентом.
Можно предположить, что появление данного законопроекта связана с проблемой так называемого переходного положения внутри российской элиты. Действующие руководители должны постепенно передавать рычаги тем сменщикам, которые останутся в прежнем русле и не станут подвергать сомнению заслуги своих предшественников. Понятное дело, что максимально благоприятная смена управленческого класса достигается в случае применения критерия родственности, который, однако, записать в законе пока не представляется возможным.