0
5265
Газета Политика Печатная версия

12.10.2023 20:36:00

Системные партии сужают предвыборное разнообразие

Автократический сценарий президентской кампании наиболее вероятен

Тэги: выборы, президентская кампания, темы, парламентская оппозиция

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

выборы, президентская кампания, темы, парламентская оппозиция Лозунги для главного кандидата в президенты проработаны в ходе предыдущих кампаний. Фото РИА Новости

По информации «НГ», парламентская оппозиция имеет примерный перечень тем, дозволенных для президентской кампании. Например, поддержка внешнеполитического курса и спецоперации, социальная справедливость, помощь участникам СВО и их семьям. Скорее всего это и проблема мигрантов, о которой наконец высказалась КПРФ. И теперь из-за своей схожести потенциальные кандидаты партий превращаются как бы в одного. Возможно, такой уход от разнообразия связан с неким вариантом участия в выборах действующего президента. Эксперты не видят, что уже сейчас реализуется какой-то из них, но считают, что палитра сценариев вполне может сузиться и до единственного – автократического.

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов наконец высказался о миграционной политике, которую его коллеги по Госдуме обсуждают уже давно и жестко. «Одна из насущных проблем в стране – это нерегулируемая миграция», – подчеркнул он. Положительным примером он считает практику Белоруссии, тогда как «у нас в этом вопросе, к сожалению, нет никакого порядка». «Все это приводит к массовым беспорядкам и росту уголовщины. Считаю такое положение вещей недопустимым», – заявил Зюганов.

Тему миграции активно эксплуатируют как ЛДПР, так и «Справедливая Россия – За правду» (СРЗП). И можно заранее предсказать, что вопрос об ограничении въезда приезжих, в первую очередь из стран Центральной Азии, станет одним из обсуждаемых в ходе президентской кампании. При этом заметно, что круг тем для парламентской оппозиции там будет примерно одинаковым. Социальная риторика, заверения о поддержке спецоперации и помощи как участникам СВО, так и их родным уже стали доминантами в деятельности системных партий в последнее время. Их подходы слегка отличаются отдельными нюансами, которые однако из-за слабости различий будет непросто пропагандировать во время тех же дебатов. То есть фактически получается, что на выборах-2024 главный кандидат встретится лишь с одной точкой зрения, хотя и представленной устами различных участников кампании.

И это подталкивает к выводам, что среди возможных ее сценариев, подаваемых на утверждение президенту, скорее всего есть, например, и тот, который представляет собой юридически корректный вариант главы Чечни Рамзана Кадырова – провести выборы из одного кандидата. По закону это запрещается, но ничего не мешает выборам из двоих претендентов, один из которых открыто говорит о своей технической роли. Впрочем, эксперты подчеркивают, что пока сценарии, наверное, все-таки разрабатываются разные. Одни не исключают и выдвижение вместо президента Владимира Путина его преемника, хотя другие указывают на малую вероятность такого поворота. И вполне допускают квазиконкурентную, то есть автократическую кампанию.

Скажем, член политкомитета «Яблока» Эмилия Слабунова заметила, что суперреферендумный сценарий уже практически предрешен, хотя нельзя списывать со счетов и всевозможные неожиданности. «Сейчас в администрации президента, видимо, думают, что делать с целевыми аудиториями, которые пока не вписываются в общую канву. Это «рассерженные патриоты» с одной стороны и либералы – с другой. Исходя из того, что с ними решат, и будет формироваться общий сценарий кампании», – пояснила яблочница. Она допускает и, наоборот, оживление кампании, если, скажем, будет допущен какой-то либеральный кандидат – например, Григорий Явлинский (см. «НГ» от 10.10.23). И вот такой кандидат, наверное, и поднимет темы как внутренней, так и внешней политики, сегодня либо замалчиваемые, либо отодвигаемые системной оппозицией на второй-третий план. Если же такого выдвиженца не окажется, то каждой системной партии Кремль «оставит какую-то одну фишку»: КПРФ – национализацию, ЛДПР – защиту русского народа, «Новым людям» – лоббизм предпринимательства. «А кампания Кремля скорее всего будет имиджево-идеологической, главный кандидат расскажет о достижениях страны, но так и не расшифрует, как это отразится на жизни избирателей», – заявила «НГ» Слабунова.

224-3-2480.jpg
Глава КПРФ Геннадий Зюганов согласен
с мнением других партийных лидеров.
Фото с сайта www.kprf.ru
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин пояснил «НГ»: «Кандидаты от оппозиции на данном этапе вхождения в президентскую гонку мимикрируют под президента. Это тактика позволяет сохранять энергию и средства, а также оставаться в повестке дня. Президентские темы раскручивают СМИ, так что возможные будущие кандидаты будут зеркалить риторику главы государства. Но примерно за месяц-полтора до голосования они станут презентовать свою индивидуальность. Во всяком случае если бы я был штабным политтехнологом одного из них, то я рекомендовал бы начинать активно действовать где-то в начале февраля». Эксперт отметил, что пока не определен ни круг кандидатов, ни план кампании. Но скорее всего сценарий 2018 года не будет повторен, хотя бы потому, что кандидаты малых партий вряд ли будут рассматриваться. Не очень вероятно и выдвижение Бориса Надеждина (см. «НГ» от 11.10.23), предположил Мухин. Из неожиданных же ходов возможно появление кандидата-женщины: и сейчас, дескать, просматривается участие, скажем, Сарданы Авксентьевой из «Новых людей». Что же касается кампании главного кандидата, то эксперт предположил, что тут стоит ждать неожиданных и популярных ходов и решений, рассчитанных на «вау-эффект». В любом случае, по мнению Мухина, участие Путина в выборах уж точно не будет тривиальным.

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что оппозиционные кандидаты не претендуют на победу в президентских выборах. Поэтому основная борьба развернется у них между собой, за второе, а может быть, и за третье место – в зависимости от количества претендентов. С главным кандидатом они бороться не будут: «Стоит задача аккумулировать как можно больше протестных голосов, на которые претендуют конкуренты, но не претендует президент». Исходя из этого стоит ожидать традиционалистский, а не инновационный сценарий. «Можно прогнозировать, что интерес к кампании ожидается слабый. Кандидаты от разной оппозиции будут лишь оттенять кампанию президента. Не стоит ждать от них ни неожиданных ходов по примеру 2018 года, когда появился Павел Грудинин, ни исхода 2012 года, когда Михаил Прохоров взял второе место по Москве. Сейчас другие времена, поэтому какой-то яркости от кампании ждать не стоит», – заметил Макаркин. По его мнению, люди в первую очередь будут исходить из того, может человек стать президентом или нет, справится ли он или нет. А такой кандидат, понятно, всего один. Поэтому для оппозиции выборы станут «отработкой номера», «борьбой за все хорошее».

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заявил «НГ», что сценариев кампании в администрации президента прорабатывается явно несколько, но ни один до декабря, наверное, все-таки не будет окончательно утвержден. Но по ныне имеющимся политическим предпосылкам ожидается, что кампания будет носить упрощенный характер. Как у главного кандидата, так и у его спарринг-оппонентов. Сложные кампании востребованы совсем в другие времена, например когда ожидается сильное протестное голосование. Сейчас же скорее всего кандидаты от оппозиции сведут все к необходимому минимуму: выдвижение, баннеры, дебаты. То есть просто обозначат свое присутствие в бюллетене, не стремясь зацепить избирателя. «Острые актуальные темы народной повестки скорее всего не будут затронуты, потому что любая активность здесь будет напоминать хождение по минному полю, грозя вызвать недовольство Кремля. Видимо, кандидатам будет дан разрешенный список тем, которые сейчас и разрабатывается», – подчеркнул эксперт. По мнению Калачева, свою индивидуальность оппозиционеры постараются подчеркнуть или особыми предложениями по общим темам, или некой периферийной повесткой: «Например, Зюганов вспомнит про драпировку мавзолея, ЛДПР – про захоронение Ленина и букву «ё» в фамилиях, а «Новые люди» – про молодежь. Можно предположить, что актуальную народную повестку оставят президенту. Но и ее минимизируют, будут звучать традиционные месседжи в духе прошлых лет: «План Путина – победа России», «стабильность», «безопасность», «социальные гарантии», «работу на людей и для людей». Калачев считает, что главным в президентской кампании станет не содержание, а ее форма. Следовательно, стоит ждать один броский лозунг от главного кандидата на фоне оттеняющих его кампанию оппозиционеров. А это значит, полагает эксперт, что кампания вполне может стать еще более автократической, чем обычно: «Для власти важно будет показать единство народной поддержки, но главным будет провести кампании настолько оперативно, чтобы не успел прилететь ни один «черный лебедь». 


Читайте также


Нужна ли Абхазии президентская клятва в святилище

Нужна ли Абхазии президентская клятва в святилище

Анастасия Коскелло

На фоне кризиса жители республики потянулись к язычеству

0
5893
Грузия. Патриарх Илия II поддержал действующую власть

Грузия. Патриарх Илия II поддержал действующую власть

0
3652
"Альянс Сары Вагенкнехт" провозгласил себя единственной партией мира в ФРГ

"Альянс Сары Вагенкнехт" провозгласил себя единственной партией мира в ФРГ

Олег Никифоров

Съезд новой политической силы принял предвыборную программу

0
2737
Белоруссию предлагают сделать парламентской республикой

Белоруссию предлагают сделать парламентской республикой

Дмитрий Тараторин

Программы претендентов на президентский пост демонстрируют полярные подходы к будущему страны

0
2853

Другие новости