Государство обеспечит голосование за президента в самых удаленных местностях. Фото Reuters
Во второй половине октября Госдуме предстоит обсуждать технические поправки к закону о выборах президента. А вот дальше, судя по всему, предстоит фиксировать там некие новации прежде всего политтехнологического свойства. Например, идею главы ЦИК РФ Эллы Памфиловой о дистанционном, но не электронном голосовании. Эксперты «НГ» пока теряются в догадках, что это может быть, но отмечают, что, наверное, будет еще один механизм селективного повышения явки. Власти необходим целый арсенал подобных методов, поскольку политическая конкуренция в ходе будущей кампании отменена фактически уже заранее. Между тем задачу по стимулированию активности избирателей никто не снимал.
Оппозиционный политик либерального толка Борис Надеждин 11 октября подтвердил, что намерен баллотироваться на выборах президента РФ. В соцсетях слухи о том, что его настойчиво делегирует в кампанию именно Кремль, начали распространяться еще накануне. Однако в интервью Telegram-каналу Brief Надеждин заявил, что это его самостоятельное решение. Один из бывших руководителей партии «Союз правых сил», а потом – представитель еще многих политструктур пояснил, что он намерен составить конкуренцию действующему президенту по двум ключевым позициям – спецоперации и отношениям с Западом.
Однако пока избирательные планы Надеждина, если он действительно не курируется администрацией президента, не выглядят достаточно основательными. Например, он только ведет переговоры с рядом партий, не имеющих права выдвигать кандидатов в президенты без сбора подписей. Это означает, что 100 тыс. автографов граждан ему собирать все равно придется. В условиях законодательных норм о крайне строгой проверке достоверности собранных подписей данная ситуация скорее всего загодя сигнализирует о неминуемом провале Надеждина на самом старте кампании.
Более того, многие эксперты сейчас полагают, что кандидатов, критикующих хотя бы какой-то аспект СВО, к выборам не будут допускать лишь потому, что данную тему предстоит минимизировать в связи с ее, дескать, неоднозначностью в глазах глубинного народа. Такое мнение было высказано «НГ», к примеру, при анализе перспектив на выдвижение основателя «Яблока» Григория Явлинского (см. «НГ от 10.10.23). Свою пацифистскую позицию тот не скрывает, а всячески подчеркивает, таким образом гарантируя, что она появится и в ходе кандидатских дебатов. При этом напомним, что пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков за последнее время уже два раза предупредил: у действующего главы государства объективно нет реальных соперников в случае участия в выборах. А потому в Кремле в этом контексте, видимо, должны занять одну из двух позиций: либо – какая разница, кто будет выдвигаться, либо – какой смысл выдвигаться кому-то, кроме лидеров парламентских партий.
Оппозиционер Борис Надеждин утверждает, что он самостоятельно выдвигается на главные выборы. Фото со страницы Бориса Надеждина в «ВКонтакте» |
Впрочем, опрошенные «НГ» эксперты пока затруднились с расшифровкой слов Памфиловой. По их мнению, уже трудно придумать что-то новое, инструментов гарантирования итогов выборов у власти более чем достаточно, сейчас важнее всего действительно лишь явка. Например, эксперт по выборам Андрей Бузин пояснил «НГ», что заявление Памфиловой имеет чисто имиджевый характер: «Конечно, Памфиловой хотелось бы повысить явку. Понятно, что обсуждается упрощенная форма голосования там, где ДЭГ невозможен технически. Например, это может быть голосование по телефону, телеграфу, радио, почте. Можно и еще дополнить эту логическую цепочку: голубиной почтой, с помощью оленьей упряжки и т.д. То есть имеются в виду те виды голосования, которые не связаны с подтверждением идентичности личности избирателя в отличие от ДЭГ. Памфилова пробует изобрести новые способы привлечения избирателей».
Понятно, что на президентских выборах будет критически важна высокая явка, а значит, будут востребованы те формы голосования, которые уже апробированы: «голосование вне участка», так называемое надомное голосование. Последнее в нынешнем году превысило обычные показатели от региона к региону от двух до пяти раз. Отличие от прежних времен в том, что теперь такая форма используется не только на дому, но и на предприятиях закрытого типа и в воинских частях, СИЗО и пр. Есть еще и участки в местностях с затрудненным транспортным сообщением, когда «по деревням ездят члены УИК с переносной урной – и кого поймают, те и голосуют». Данной форме голосования уже больше десятка лет, но в последние годы ее как бы легитимизировали. По словам Бузина, вспомнят и о «Мобильном избирателе», а также, конечно, будет применяться новация этого года – экстерриториальные участки. «Единственное, от чего пока отказались на федеральных выборах, – это от голосования на придомовых территориях, пресловутого «голосования на пеньках», потому что это вызвало слишком много скандалов. Но в принципе оно осталось возможным по решению организующей выборы комиссии», – напомнил Бузин. «Конечно, самая главная новация последних лет – это ДЭГ, поскольку он позволяет держать результаты выборов под контролем власти, но не общественности, по сути, это «черный ящик» для голосования», – добавил он. Понятно, что власти нужно в первую очередь мобилизовать своих избирателей, «явка протестных избирателей не нужна, нужен массовый приход лояльного и зависимого электората». Но при этом показательная активность ЦИК – это подготовка к тому, что нас ждет по итогам выборов: «Дескать, комиссии дошли до каждого избирателя, вот потому и явка такая высокая».
Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов подтвердил «НГ»: «Если ЦИК имеет в виду места, куда сложно добраться членам избиркомов, то нужно учесть, что и почтальонам туда нелегко будет добраться». Зачем нужно думать над широким привлечением избирателей в труднодоступных местах, ему пока сказать было сложно, это все-таки небольшой процент от общего числа голосов. «Разве что для того, чтобы показать общенародный характер выборов», – сказал он, но напомнил, что хотя явка и важна, но не менее важен и имидж выборов президента.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Под таким дистанционным голосованием, наверное, имеется в виду почта, хотя, может быть, придумают и что-то еще. По почте традиционно голосуют в США, а в России исторически сложилось так, что принято голосовать очно. В США множество отдаленных ферм и традиции такого голосования идут еще с 18-го века. Критике же они стали подвергаться только в последние годы, когда очно побеждает республиканец, а с учетом почтовых бюллетеней – демократ». Эксперт отметил, что в России есть два прямо противоположных аргумента против почтового голосования. С одной стороны, люди давно уже редко пользуются почтой, хотя в формате общения с госорганами это и востребовано. С другой стороны, может вырасти непосредственно нагрузка на почтовых работников, которой они будут не рады. Аргумент же за – теоретическое привлечение избирателей из отдаленных районов, а также пожилых избирателей, не доверяющих электронике.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев тоже считает, что в первую очередь на ум приходит голосование по почте. Хотя в свое время эта форма американского голосования в России подвергалась жесткой критике и от нее у нас отказывались. «Организация не электронного, но дистанционного голосования – это не только вопрос механизма, но и логистики, расходов. Хотя на выборы президента средств жалеть явно не будут», – сказал он «НГ». Эксперт отметил, что именно на выборах будущего года как никогда будет использован весь арсенал средств для достижения максимальной явки: «Явка нужна в принципе любая. Потому что именно на президентских выборах это один из самых острых моментов. На думских выборах такого все-таки не было, вот и в Центризбиркоме думают над новыми формами привлечения избирателей. Наверное, за образец будут взяты результаты 2018 года с перспективой их существенно улучшить».