Госпрограмма по переселению соотечественников официально не считается репатриационной. Фото с сайта www.crsc.fr
Парламентарии РФ и Белоруссии подготовили слушания о мерах по защите своих соотечественников за рубежом. По информации «НГ», речь идет, например, о развитии института двойного гражданства на постсоветском пространстве. Властям РФ предлагается дать «русскому миру» электронную карту для связи с исторической родиной. Представителям российской и белорусской диаспоры, желающим вернуться, обещают при переезде дополнительные льготы. Объем потенциальной репатриации – соответственно 30 и 3 млн человек.
В Калининграде 12 октября слушания «Положение соотечественников за рубежом: совершенствование механизмов защиты прав и законных интересов» пройдут на площадке Парламентского собрания Союза Беларуси и России.
Также ожидаются представители профильных ведомств обеих стран, научного и экспертного сообществ.
По информации «НГ», только разговорами участники слушаний не ограничатся, уже подготовлены специальные рекомендации, которые предлагается реализовывать на двусторонней основе. Концепция парламентских слушаний, которая есть в распоряжении «НГ», утверждает, что есть порядка 30 млн российских соотечественников и еще около 3 млн выходцев из Беларуси, проживающих за рубежом. И они, дескать, «стремятся сохранить и расширить свои связи с исторической родиной».
При этом, поясняется в документе, из-за спецоперации России на территории Украины и в ситуации «беспрецедентной русофобии» многие соотечественники столкнулись с нарастающим давлением со стороны местных властных структур и СМИ. Более того, явная их дискриминация приобрела «системный и всеобъемлющий характер». Поэтому актуализировался вопрос об исходе не только из Украины, но и из прибалтийских и прочих государств, проводящих по отношению к РФ и Республике Беларусь (РБ) враждебную политику. В связи с этим в документах парламентских слушаний отмечается: несмотря на наличие в России нормативных и административных механизмов приема соотечественников в качестве, например, беженцев, это до сих пор не формализовано как одно из направлений госполитики, «ориентированной на демонстрацию готовности защищать соотечественников в самых неблагоприятных обстоятельствах». При этом, судя по всему, приоритетом становится активное содействие возвращению всех желающих на исторические родины. Ведь трудная демографическая ситуация в России и Белоруссии способствует их заинтересованности в этом.
Среди основных направлений работы с соотечественниками, которые пока решили оставаться на месте, – выстраивание положительного образа РФ и РБ. Это с одной стороны, а с другой – постоянное освещение жизни и проблем российских и белорусских соотечественников за границей и после возвращения домой. И Россия, и Белоруссия согласны с усилением мер по сохранению русского языка как языка межнационального общения за рубежом. Для этого следует добиваться расширения масштабов преподавания в учебных заведениях иностранных государств, а также поддерживать его использование в печатных и электронных СМИ. Предлагается и такая мера, как упрощение и ускорение процедур, связанных с получением российского гражданства наряду с имеющимся для соотечественников, что пока не планируют переезд, но стремятся укрепить связи с родиной. То есть речь идет о расширении практики предоставления заграничным представителям «русского мира» официального двойного гражданства. Сейчас соглашения на этот счет у РФ есть лишь с Таджикистаном, Абхазией и Южной Осетией.
Парламентарии намерены обсудить необходимость принять действенные программы репатриации для всех соотечественников, желающих вернуться, а не только для высококвалифицированных специалистов. Например, в части РФ в проекте рекомендаций сказано, что «данные программы должны предусматривать упрощенную процедуру получения гражданства, а также реализацию системы мер по финансированию переезда до места постоянного проживания, получение пособий на период обустройства всем членам семей, выплату пенсий по возрасту, а также льготное кредитование приобретения жилья». Разговор пойдет и о возможности ввести специальную электронную карту «российского соотечественника», которая даст им не только официальный статус или разного рода «бонусы», но и, например, доступ к порталу «Госуслуги».
Как сказал «НГ» член президентского Совета по правам человека Александр Брод, идея провести такие парламентские слушания актуальна, поскольку дискриминация соотечественников на фоне СВО действительно усиливается. Он подчеркнул, что ряд стран, скажем Латвия, уже переходит к практике депортации, уголовному преследованию правозащитников и журналистов, обвиняемых в пророссийских взглядах. И Брод напомнил, что даже в некогда по-партнерски настроенных странах – таких как Казахстан или Киргизия – наблюдается рост русофобии, причем и на бытовом, и на государственном уровнях. «Все это повлечет усиливающийся вал обращений с просьбами о помощи, а затем – и поток приезжих. Но к такому повороту событий, я считаю, мы пока не готовы», – заявил он. Представленный проект рекомендаций, по его словам, отчасти пытается заострить данную проблему, стимулировать активность законодателей и чиновников.
Однако вопрос в том, а удастся ли преодолеть дистанцию от рекомендаций до практики? «Мне известно, что один правозащитник, которому были созданы невыносимые условия в его стране, запросил убежище в одном из российских регионов. Оформление документов растянулось на недели, денег на питание и жилье катастрофически не хватает, а регион не особо распахнул для него объятия, не взял на содержание», – пояснил «НГ» Брод. «И речь идет лишь об одном человеке, а что будет, если приедут тысячи? Пока их участь незавидна. В рекомендациях справедливо говорится об усилении информационной поддержки, о мониторинговой площадке, о «карте соотечественника». Но что же мешало это сделать раньше? Петух уже клюнул, и не раз, пора действовать», – подытожил он.
Доцент РАНХиГС, член экспертного совета отделения Всемирного русского народного собора по Москве Михаил Бурда полагает, что решение острого вопроса о возвращении соотечественников окажет положительное влияние на демографию, позволив избавиться от массовой инокультурной миграции. Он подтвердил, что потенциал репатриации соотечественников оценивается в 20–30 млн человек. Однако, настаивает он, необходимо кардинально пересмотреть критерии того, кто все-таки является соотечественником, чтобы переселенческие программы перестали быть механизмами по легализации гастарбайтеров и их семей. Например, по результатам прошедшего в июле в том же Калининграде форума Всемирного русского народного собора был предложен достаточно эффективный механизм для работы с соотечественниками и вообще российской диаспорой за рубежом, а именно – федеральный закон «О карте русского». Она будет полагаться лицам, которые принадлежат к русскому или иному коренному народу РФ, не имеющему за ее пределами собственной государственности, а также тем, кто сделал выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с РФ. Потому что, по словам Бурды, следует иметь в виду такую тенденцию современного мира, как наступление западного глобализма на религию, традиционные ценности и институт семьи, а значит, и на базовые права и свободы человека: «Указанные процессы затрагивают миллионы наших соотечественников, страдающих от дискриминации и готовых к репатриации на Родину, а также миллионы консервативных семей из Европы и Северной Америки, готовых к переезду в Россию и взирающих на нее как на ковчег спасения».