В марте 2024 года волеизъявление в самых неожиданных местах будет ограничено лишь погодными условиями. Фото РИА Новости
Поправки к закону о выборах президента пока выглядят техническими, причем внедряется лишь ряд новаций последних лет. «НГ» не обнаружила тех решений, которые довели бы главную кампанию страны до текущего уровня цифровизации и виртуализации электоральных процессов. Так, впрямую не прописаны ни электронный список избирателей, ни экстерриториальные участки. Однако в ноябре предстоит ключевое второе чтение, суть которого, похоже, зависит и от итогов стартующей 9 октября общероссийской тренировки всей технологической базы голосования.
Группа парламентариев во главе с сенатором Андреем Клишасом и депутатом Госдумы Павлом Крашенинниковым 5 октября внесла в нижнюю палату поправки к закону о выборах президента РФ.
И сразу было заявлено, что это лишь юридико-техническая корректировка. Приложенная к законопроекту пояснительная записка крайне лаконичная. Дескать, предусматривается внесение лишь таких изменений, которые аналогичны тем, что были введены весной этого года в базовый закон об основных гарантиях избирательных прав граждан и в профильный акт о выборах депутатов Госдумы. Обычно такая текстуальная скупость свидетельствует о том, что документ вышел из-под твердой руки Государственного правового управления президента. А депутатам и сенаторам, как это часто бывает, просто предстоит его оформить в окончательном виде.
И первые комментарии двоих главных прорабов российского политического законодательства тоже были соответствующие. Например, Крашенинников пояснил информационным агентствам: «Внесенный законопроект синхронизирует изменения в избирательном законодательстве в части единого подхода к выборам всех уровней власти. Это точечная донастройка системы, которая была необходима». Он специально указал, что в документе нет никаких радикальных нововведений. Клишас ему вторил: «Законопроект совершенствует нормы избирательного законодательства с учетом мониторинга практики его применения».
При этом они оба выделили несколько положений проекта в качестве ключевых. Скажем, об аккредитации в избиркомах лишь таких представителей СМИ, которые работают на основании трудового договора, о возможности вести реестр голосующих вне помещения в электронном виде, о фото- и видеосъемке на участках лишь в положенных местах и ограниченным кругом лиц, об обязательном сообщении зарегистрированными кандидатами о своих судимостях, возникающих уже в ходе кампании, и др. Клишас еще сказал и о неких «дополнительных гарантиях обеспечения тайны голосования». В варианте же Крашенинникова это прозвучало немного по-другому: «Обязательно сохранение конфиденциальности персональных данных, которые содержатся в списках избирателей и иных документах». Последний рассказал также о том, что теперь и для финансирования выборов президента могут быть использованы ресурсы не только федерального бюджета, но и региональных.
Что касается более серьезного гарантирования тайны голосования, то «НГ» такую поправку обнаружить не смогла. Возможно, она закамуфлирована в одной из фраз – пункт такой-то считать утратившим силу или изложена в какой-то измененной редакции того или иного положения закона. Но более интересным по итогам изучения текста оказался тот факт, что вовсе не все новации последнего времени в него введены. Пока за бортом корректировки оставлен, к примеру, электронный список избирателей. То есть можно себе представить логику, что раз альтернативный формат ведения главного электорального документа уже есть в законе об основных гарантиях, то в профильном президентском законе указывать на это не нужно. Скажем, именно такой подход сохранен к дистанционному электронному голосованию (ДЭГ). Однако другие – даже самые мелкие нормы дублируются, а эта нет. Аналогичный вопрос есть и по экстерриториальным участкам – как в целом по этой категории помещений для голосования, так и их подвида вроде участков в СИЗО. В закон о выборах президента данный механизм вроде бы не вносится. Не исключено, что просто за ненадобностью, но, возможно, и потому, что работа над поправками в администрации президента продолжается.
Не стоит забывать, что проекту еще предстоит ключевое второе чтение, которое и определит конечную сумму новаций. И следует отметить, что если чтение первое скорее всего пройдет примерно в середине октября, то последующую фазу, видимо, отсрочат на конец ноября. Причем сейчас никто не может сказать точно, сохранится ли нынешняя парадигма корректировки – внесение лишь опробованных норм и инструментов или все-таки в закон добавят что-то действительно новое. То ли какие-то очередные ограничения, то ли предложения по окончательной цифровизации и виртуалиции и самой главной электоральной кампании страны. В настоящий момент эти качества даже после поправок явно не будут дотягивать до их актуального уровня, который был продемонстрирован, например, в ходе единого дня голосования этого года.
При этом есть предположение, что те или иные совсем новые поправки могут стать итогом не только кремлевских размышлений, но и стартующей 9 октября общероссийской тренировки «по использованию ГАС «Выборы», ПТК ДЭГ и тестирования Цифровой платформы при проведении выборов в федеральные органы государственной власти». Так это мероприятие было обозначено на заседании Центризбиркома в тот же день 5 октября, в который появился и законопроект Клишаса–Крашенинникова. Тренировка вообще-то займет без малого два месяца. До конца октября пройдет подготовительный этап, почти весь следующий месяц отдается под этап основной, а с 27 по 29 ноября запланирован заключительный этап с подведением результатов всей репетиции.
Зампред ЦИК РФ Николай Булаев уже предупредил все комиссии: «Мы вступаем в очень серьезный период, который потребует от нас жесточайшей дисциплины, скоординированности действий и глубокого понимания сути всех этапов тренировки. Я хотел бы, чтобы мы все понимали эти процессы и воспринимали Цифровую платформу, которую мы условно называем ГАС «Выборы» 2.0, как ребенка, которого мы только-только родили, и теперь нам его воспитывать». Из разъяснений от аппаратчиков Центризбиркома стало понятно, что речь, видимо, идет о проверке всех голосовательных систем страны – как специальных, так, скажем, и портала «Госуслуги».