Координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов напоминает патриотам об электоральных преимуществах КПРФ. Фото со страницы Сергея Удальцова в «ВКонтакте»
Координатор «Левого фронта» (ЛФ) Сергей Удальцов не считает решением указание лидера Русского движения Стрелкова (РДС) не сотрудничать с КПРФ в организации праймериз для определения единого кандидата в президенты от левопатриотических сил. Игорь Стрелков сообщил из СИЗО, что хотя его самого выдвигать и не обязательно, идти на поклон к коммунистам все равно нельзя, надо действовать самостоятельно. Его сторонники погрузились в молчание, похоже, не видя смысла в расколе вместо хотя бы попытки консолидации.
Очередной выход на публику сторонников Стрелкова запланирован 17 октября, когда Мосгорсуд проведет заседание по апелляции на постановление о продлении лидеру РДС содержания под стражей по уголовному делу об экстремизме.
А пока Стрелков из-за стен «Лефортово» пытается направлять политическую деятельность своего движения.
Например, на днях в его именном Telegram-канале появился текст «О текущих задачах». В первую очередь, по мнению Стрелкова, они связаны с участием РДС в предстоящих президентских выборах. Сам он указал: «Чрезвычайно полезной представляется мне продвигаемая Георгием Федоровым инициатива по формированию единого блока национально-патриотических сил, способных объединиться ради России и ее народа, невзирая на значительные идеологические разногласия». Глава экспертного совета РДС Георгий Федоров действительно заявлял, что Стрелков может или вообще-то должен стать кандидатом от такого блока, чтобы победить на планируемых этой осенью оппозиционных праймериз, а потом и быть выдвинутым на мартовские выборы.
При этом Федоров, будучи реалистом, явно рассчитывал направить Стрелкова на те праймериз, к которым сейчас призывает Удальцов, традиционно выступающий спикером любых консолидационных усилий среди левых и патриотов. Координатор ЛФ, конечно, имеет в виду процедуру, которая должна завершиться представлением той фигуры, которую смогла бы выдвинуть на выборы именно КПРФ, обладающая правом не собирать для того 300 тыс. подписей граждан. Однако Стрелков настаивает: «В 2018 году данная попытка оказалась обречена на провал в связи с тем, что она была проведена под эгидой «системной» КПРФ».
По его словам, сама по себе стратегия от этого, впрочем, не стала плохой. Так что «если бы сейчас удалось достигнуть объединения хотя бы нескольких относительно крупных национально-патриотических сил, то это, естественно, нисколько не гарантировало бы успеха на выборах, но позволило бы создать узнаваемость для той фигуры, которая приняла бы участие в избирательной кампании». При этом Стрелков заявил, что вовсе не настаивает на выдвижении именно себя, но требует, чтобы его верные соратники самостоятельно организовывались действительно побыстрее, активнее искали бы консолидирующую фигуру.
А еще он сложил с себя непосредственное руководство данным процессом: «Находясь в «местах не столь отдаленных», я лично не могу выступить в качестве организатора данного процесса. Возможно, это и хорошо, так как к своим организаторским талантам вне военной сферы я (и не только я) отношусь скептически. Полагаю, что даже общее руководство из камеры СИЗО (с учетом сложности контактов с внешним миром) я осуществлять сейчас не смогу». Впрочем, Стрелков напомнил, что какие-то вопросы можно уточнять и через решетку изолятора. Но показательно, что уже несколько дней на ресурсах РДС этот пост никак не комментируется, а те самые соратники – к примеру, тот же Федоров – указаний Стрелкова как бы и не заметили.
Удальцов же пояснил «НГ», что ситуацию драматизировать пока не стоит, критика Стрелкова в адрес КПРФ – это еще не полный отказ: «Можно встать в позу и объявить о том, что с КПРФ сотрудничать не стоит, но это значит призывать проводить заведомо провальные выборы для оппозиционного кандидата. Как показывает опыт, провести сбор подписей для самовыдвиженца и пройти проверку нереально на 99,9%. Поэтому смысл имеет выдвижение от КПРФ, чтобы навязать власти сценарий конкурентных выборов и реальной борьбы». Координатор ЛФ напомнил, что Стрелков сейчас в сложном положении, он находится в изоляции – в том числе информационной. «Поэтому будем вести переговоры с его окружением и сторонниками», – заверил «НГ» Удальцов.
И он подтвердил, что праймериз должны стартовать ориентировочно в конце октября и идти около месяца, чтобы успеть с результатами к концу ноября, то есть чтобы договориться о едином кандидате еще до начала кампании (см. «НГ» от 14.09.23). Но глава Политической экспертной группы Константин Калачев считает, что «для разных политических сил смысл праймериз в том, чтобы получить свои 15 минут славы». К тому же, по его мнению, очевидно, что администрации президента невыгодно подогревать интерес к кампании через повышение на ней конкурентной борьбы. «Той же КПРФ никто не даст повторить 2018 год. Стрелков все это прекрасно понимает, он не ждет выдвижения от КПРФ даже в случае победы на праймериз. Поэтому вполне можно ожидать сразу несколько подобных проектов, продвигающих конкретных политических игроков», – пояснил эксперт. А смысл таких праймериз будет в том, чтобы с их помощью осуществить информационную раскрутку, повысить индекс цитируемости, привлечь ресурсы и активистов.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что левые, как и либералы, в принципе никогда не могут договориться. Сейчас очевидно, что Удальцов работает с КПРФ, которой праймериз выгодны по нескольким причинам. «У КПРФ сложности с электоратом, поскольку он был изначально сборным, а теперь некоторые части потеряны. Одна ушла к власти, сплотилась вокруг флага, другая – к непримиримой оппозиции, а либералы отвернулись от коммунистов. Часть же просто разуверилась в выборах. И старых избирателей вернуть сложно, поэтому надо привлекать новых, для чего и нужно повышать их интерес к выборам», – подчеркнул он. Макаркин отметил, что хотя у КПРФ нет цели вступить в борьбу с администрацией президента и тем более претендовать на победу, но партия все-таки хочет сохранить за собой твердое второе место. Поэтому, по его мнению, поиск новых избирателей идет в двух сегментах. Во-первых, это левые, недовольные лидером КПРФ как политиком вчерашнего дня, в общем – ищущие новых подходов. Во-вторых, это обиженные и рассерженные патриоты и турбопатриоты, жестко критикующие власть. Как раз таких и немало среди сторонников Стрелкова. «Конечно, среди турбопатриотов немало имперцев, есть и радикальные правые, но важно их технологично притянуть к кампании, а дальше они поддержат самим фактом участия в праймериз либо их информационной раскруткой», – пояснил задумку левых Макаркин. Если же получится неудобный для КПРФ кандидат, то всегда можно сказать, что для его победы нагнали интернет-ботов, либо вообще воспользоваться тем, что праймериз имеют рекомендательный характер, и не следовать их решению. «В любом случае внимание к выборам и оппозиционным кандидатам повысится, КПРФ удастся нарастить поддержку. Стрелков все это понимает, но не видит смысла играть в чужую игру. Коммунисты ему реально помочь не могут. И вряд ли они выдвинут того, чей кумир – это белогвардейский генерал Дроздов, который непримиримо относился к красным. Но в то же время Стрелков, похоже, оставляет открытой дверь, с ходу не отвергая саму идею праймериз. Чтобы, с одной стороны, не быть обвиненным в расколе левопатриотического фронта, с другой – посмотреть, что ему могут предложить взамен поддержки данной идеи. Но просто так ему объединяться невыгодно, потому что это значит идти в хвосте кампании КПРФ. Тем более что в Кремле вряд ли допустят новое выдвижение того же Павла Грудинина или ему подобного», – предположил эксперт.