В период предвыборной агитации «Единая Россия» доминировала в урезанном партэфире. Источник: материалы ЦИПКР
В начале сентября на федеральных телеканалах остались две партии – «Единая Россия» и КПРФ. Об этом говорится в анализе данных медиалогии, который составлен Центром исследования политической культуры России (ЦИПКР). «Справедливая Россия – За правду» (СРЗП), ЛДПР и «Новые люди» (НЛ), хотя, видимо, и по разным причинам, но из политического эфира почти исчезли. И сам его объем постоянно сокращается даже во время единого дня голосования (ЕДГ). Нынешний год исключением не стал.
Аналитики ЦИПКР подготовили для КПРФ актуальную медиалогию, изучив продолжительность освещения пяти думских партий в новостных передачах пяти федеральных телеканалов (Первый, «Россия», НТВ, ТВЦ и РЕН ТВ). Если рассматривать период с января по сентябрь 2023 года, то партиям было в сумме выделено 19 часов 47 минут эфира.
ЕР получила 59%, КПРФ – 16%, ЛДПР – 13%, СРЗП – 8%, НЛ – 4%. Кстати, доля коммунистов в этот период колебалась в промежутке от 8 до 35%. И неожиданно наибольшее внимание ТВ уделило левым как раз в начале сентябре, хотя в августе у КПРФ еще было 15%. Отметим, что обычно она жалуется на прямо противоположную тенденцию – минимизации или вовсе исчезновения накануне выборов. Но в принципе в течение девяти месяцев были периоды, когда ЛДПР обгоняла КПРФ – в марте и апреле. Эсэры же и НЛ ни разу не получали больше эфира, чем коммунисты.
В период официальной избирательной кампании, то есть с 1 июня по 7 сентября, парламентским партиям были выделены 5 часов 51 минута. Они распределились так: ЕР – 67%, КПРФ – 16%, ЛДПР – 9%, СРЗП – 5%, НЛ – 3%. В ключевой же месяц агитации с 12 августа по 7 сентября партии заняли в эфире всего лишь 1 час и 46 минут. У ЕР стало 68%, КПРФ подросла до 18%, ЛДПР и СРЗП уравнялись на 6%, а у НЛ стало 2%. ЦИПКР отмечает, что в этот главный месяц партии упоминались в связи с информповодами, которых для ЕР оказалось 25, для КПРФ – 12, для ЛДПР и СРЗП – по семь, а для НЛ только три. Это были события общеинформационного плана, а так-то телеканалы освещали еще и собственные темы партий. У ЕР таковых было 17, у КПРФ – 5, у ЛДПР и СРЗП – по одному, а у НЛ как бы ни одного. Среди коммунистических информповодов в ЦИПКР особо отметили поездки и встречи Геннадия и Леонида Зюгановых и подчеркнули, что все сюжеты были выдержаны в нейтрально-позитивном тоне.
Непосредственно же перед самыми днями трехдневного голосования, а именно с 3 по 7 сентября, эфир федеральных каналов разделили между собой ЕР и КПРФ – 60% на 39%, то есть прочие партии практически не упоминались. Но в аналитике ЦИПКР есть и более глобальный вывод – о постоянном сокращении общего объема партэфира даже в периоды ЕДГ. «Суммарный политический эфир в 2023 году был невелик и составил всего 1 час 46 минут, в 2022-м он составлял 1 час 57 минут, тогда как в 2021 году было около 18 часов», – говорится в исследовании. Таким образом, данные медиалогии можно считать подтверждением мнению тех экспертов, кто утверждал о целенаправленном уводе внимания граждан от выборов.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин пояснил «НГ», что данным о партийном хронометраже он не удивлен: «Может быть, только сейчас до телеканалов дошла наконец установка администрации президента, что партии у нас в принципе находятся в равноправных условиях и борются за освещение в соревновательном порядке». Однако он призвал не искать в любых медиалогиях какую-либо конспирологию, ведь «ларчик просто открывается». Так, с коммунистами на местах и в СМИ раньше была борьба по инерции, но «в последнее время в этом нет смысла, их начали освещать больше потому, что те отказались от продвижения радикальной повестки и своих кандидатов-радикалов вроде блогера Николая Бондаренко или экс-депутата Госдумы Валерия Рашкина». Во время выборов эта повестка не звучала, а раньше, по словам Мухина, телеканалы не хотели разбираться с Генпрокуратурой и Минюстом. Поводы же для освещения КПРФ создавать умеет, поскольку партия опытная. И сейчас наконец сработали «нормальные паттерны на информационном поле». У эсэров была, но и осталась та же проблема, что и у КПРФ, напомнил Мухин, «поскольку СРЗП в последнее время была партией, связанной с Евгением Пригожиным, а он славился своими радикальными высказываниями». Вот медиа и не хотели с этим связываться, гадая, а не придется ли потом разбираться с претензиями госорганов. «Но и после гибели Пригожина Миронов продолжил его поддерживать, вот ТВ и дистанцируется от него на всякий случай. ЛДПР же отпугивает телеканалы инфернально-популистской повесткой, фактически все больше позиционируя себя как секту имени Жириновского. Они даже создали его компьютерного двойника. А НЛ просто слили информационную часть кампании», – подчеркнул Мухин.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ»: «КПРФ всегда активна в информационном плане, а по остальным думским партиям есть такое ощущение, что те не создавали федеральных информповодов. А если телеканалам не поступает непосредственного указания цитировать и продвигать ту или иную партию и интересного события нет, то и освещения нет». По словам эксперта, ЛДПР явно сделала ставку на региональную и местную повестку, что вряд ли интересно в федеральном эфире. Образ Жириновского как информповод был отработан еще при создании одноименной нейросети, то есть в середине весны. Недаром как раз тогда ЛДПР и занимала устойчивое второе место в эфире. СРЗП снизила активность после «марша справедливости», а затем и гибели Пригожина. «Раньше они бегали с кувалдой, это было и в тренде, и интересно телеканалам. Сейчас бы сами эсэры многое отдали, чтобы обо всем этом забыли, свою знаменитую кувалду они убрали подальше», – напомнил Макаркин. И «хотя партия Миронова изначально позиционировала себя как «левая нога власти», но сейчас об этом мало кто помнит, это было модно в период с 2007 по 2011 год». «А раз так, то им хотя и не оппонируют, но и режим полного благоприятствования этой партии создавать нет особого смысла. Эсэров, к примеру, сильно критиковали в том же 2011 году, но они были интересны телеканалам. Сейчас же их инициативы неинтересны телевидению. И, например если не будет указаний продвигать тот же законопроект о создании новых стандартов для авторов в соответствии с традиционными ценностями (см. «НГ» от 23. 08. 23), то в эфире о нем вряд ли будут говорить», – отметил он. Что же касается НЛ, то те хотя и в патриотическом консенсусе, но целевая аудитория партии практически не смотрит ТВ. Зато сами НЛ могут вызвать недовольство у особо консервативной публики из ура-патриотов, так что цитировать ее телеканалам особого смысла нет. «Освещение конкретной партии обычно имеет конкретную цель», – подчеркнул Макаркин.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «Если федеральный эфир в последний период избирательный кампании был сосредоточен на двух партиях, то это не просто так. Наверняка был сценарий кампании, когда борются две основные партии: главная системообразующая и главная оппозиционная». По его словам, во-первых, нужно было показать избирателям торжество демократии, во-вторых, если не с кем бороться, то некого и побеждать. А в-третьих, коммунисты в последние годы часто раскручивали информкампанию о давлении на партию в том числе через ее игнорирование федеральным эфиром перед выборами. Мол, на телеканалах перед ЕДГ их зачищают. Но сейчас этот инструмент пропаганды из-под левых выбили. В то же время, заметил эксперт, региональные СМИ преимущественно на втором месте больше ставили ЛДПР хотя бы потому, что она постоянно напоминает о Жириновском, которого помнят в любой глубинке. Кроме того, партия технологично и тотально вела кампании в регионах, потому что «лидеру ЛДПР Леониду Слуцкому необходимы были новые и свои победы». И наконец, подсветка ЛДПР была в интересах властей субъектов РФ, которым коммунисты были явно больше неудобны – и на выборах, и в региональных и местных органах. Что же касается минимизации СРЗП и НЛ, то это во многом вина самих этих партий. Например, эсэры так и не определились с основным месседжем, который надо нести избирателям, а НЛ сосредоточились на отдельных регионах вроде Москвы и Якутии.