Политический алгоритм «Жириновский» в ночь после голосования сделает прогноз на будущие кампании. Фото фонда «Росконгресс»
По информации «НГ», центральные штабы в итоговые дни голосования будут у всех партий. Однако ЛДПР решилась на новаторские решения по максимальной цифровизации такой традиционной структуры. Не исключено, что идею разработки системы защиты результатов выборов «ЛДПР. Кольчуга» ей подсказал искусственный интеллект. Ведь политический алгоритм «Жириновский» будет масштабно задействован в работе этого современного штаба.
Партия Леонида Слуцкого готовится к торжественному открытию своего центрального штаба по наблюдению за выборами с именем собственным «ЛДПР. Кольчуга». Его рабочее название, правда, выглядит посовременнее. Неофициальный вариант – «ЛДПР. Call-чуга», похоже, бытует среди партийцев потому, что будет предусмотрена открытая горячая линия.
На нее смогут звонить не только 10 тыс. наблюдателей ЛДПР, но и любой избиратель.
«Окончательные итоги выборов зависят не только от того, как проголосуют избиратели. Часто они определяются тем, как участники политического процесса смогут защитить свой результат. Каждый человек в системе – от рядового наблюдателя до депутата Госдумы – это звено в общем кольчужном полотне, надежно защищающем выбор граждан России», – отмечают в ЛДПР. По словам создателей системы, принципиальная особенность штаба, который будет работать с 8 по 10 сентября, – это «уникальная экспертиза на основе данных ЦИК, а также региональная социология, собираемая воедино на собственной информационной платформе». В презентации даже сказано, что «впервые в истории российской политики результаты голосования проанализирует и прокомментирует искусственный интеллект – политический алгоритм «Жириновский».
Как пояснил «НГ» куратор региональных избирательных кампаний ЛДПР Владимир Кошелев, у системы будет несколько задач. «Это и юридически грамотная фиксация нарушений на избирательных участках, и жалобы и заявления в ЦИК, правоохранительные органы, суды. Едва ли не самая важная задача – это уникальная аналитика промежуточных и итоговых результатов голосования. В частности, мы сравним данные ЦИК с результатами социологии из регионов – тут может открыться много интересного», – заметил он. По словам партийцев, система «ЛДПР. Кольчуга» – многоуровневая. На переднем крае борьбы за чистоту выборов находятся хорошо подготовленные наблюдатели, задача которых – фиксировать нарушения и передавать информацию в инцидент-центр. Тот функционирует на региональном и федеральном уровнях. Юридический блок партии дальше анализирует информацию, обеспечивает правовую реакцию, взаимодействует с правоохранительными и судебными органами. Курирует работу «ЛДПР. Кольчуги» сам Слуцкий, непосредственное руководство – за Кошелевым. В инцидент-центре будут депутаты Госдумы и сенаторы от ЛДПР.
«Фиксировать мы, конечно, будем все нарушения. А вот поднимать шум на всю страну из-за того, допустим, что двое старичков зашли вдвоем в кабинку для голосования, нет никакого смысла. Другое дело – если выявлен массовый подвоз избирателей или вброс бюллетеней. Тут уже будем бить во все колокола», – подчеркнул Кошелев. Цифровой штаб ЛДПР тем не менее будет работать в офлайн-режиме. Что касается call-центра, то его операторы все время будут онлайн. «Изначально предполагалось, что сообщать о нарушениях будут наши наблюдатели, но, разумеется, мы будем принимать сигналы и от избирателей. В таком случае необходимо указать регион, город, номер УИК, где произошло нарушение, описать его суть, а главное – приложить фото и видео. Без этого сообщение не будет приниматься к рассмотрению. Мы проверим информацию и в случае необходимости обеспечим реакцию на нее. Решение о том, в каком формате сохранится центр для будущих избирательных кампаний, будет приниматься после ЕДГ-2023», – пояснил «НГ» Кошелев.
Первый зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин напомнил, что в партии традиционно работает центральный штаб, где дежурят сотрудники аппарата – орговики и юристы, депутаты Госдумы, пресс-служба. «Мы, скажем, уже сейчас обеспокоены сохранностью сейф-пакетов ночью, из Ульяновской области идут тревожные сигналы. Поэтому в штабе практически круглосуточно находится около 50 человек. А по стране на связи около 40 тыс. наблюдателей, потому что мы подсчитали, что именно столько участковых комиссий будет работать», – заметил он. Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов сообщил «НГ»: «В регионах в каждом штабе будет свой юрист, депутат и руководитель штаба, а при необходимости помощь им оказывает центральный штаб. При вопиющих нарушениях поможет центральная юрслужба, а депутаты Госдумы будут отправлять жалобы через спецсвязь в ЦИК и правоохранительные органы». Он подчеркнул, что хотя выборы региональные, но по масштабу кампания похожа на федеральную, а это прекрасная возможность для центрального штаба КПРФ отрепетировать слаженную работу перед президентскими выборами 2024 года.
Пресс-секретарь фракции «Справедливая России – За правду» (СРЗП) Эмилия Затолочная пояснила: «Партия заблаговременно вела работу, партийный проект «Справедливый наблюдатель», стартовавший в марте 2021 года, – это мобильное приложение, включающее в себя подготовку к наблюдению, наблюдение в день выборов и наблюдение за подведением итогов. По всей стране на избирательных участках более 100 тыс. наблюдателей и членов избиркомов с правом решающего голоса. Все возможные нарушения традиционно будут аккумулироваться в центральном избирательном штабе. На каждое нарушение последует моментальная реакция на всех уровнях, начиная от жалоб в участковые комиссии, отделения полиции и заканчивая информированием Центризбиркома».
Член бюро «Яблока» Александр Ефимов, курирующий выборы, рассказал «НГ», что размах работы центрального штаба зависит от размера кампании. Так, в нынешнем году партия участвует в 26 выборах в 13 регионах, так что с учетом того, что есть около 164 кандидатов, большая мобилизация не требуется. На горячей линии будут трое сотрудников, у компьютеров, транслирующих видео с участков, где действуют камеры, – пятеро. «Если видеонаблюдатель заметит нарушение, то он сможет отмотать видео и еще раз посмотреть», – напомнил Ефимов. В штабе, конечно, будет и юрист, чтобы по телефону консультировать наблюдателей, и еще специальный курьер, который обычно курсирует в ЦИК и Общественную палату Москвы со срочными жалобами. Это в целом около 10 человек.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев подчеркнул: «На самом деле у партий по завершении времени выборов есть две глобальные и противоречивые задачи. Это своего рода инь и ян: для власти – легитимировать результаты в целом по стране, для себя – отстаивать свои конкретные голоса и мандаты на местах. Конечно, уже давно никто не признает выборы нелегитимными, пожалуй, кроме «Яблока», за что его и не любит ЦИК. Но это не означает, что партии не должны фиксировать явные злоупотребления. Ведь признание результатов в целом не означает, что партии не могут находить отдельные нарушения и с ними бороться. Это не возбраняется». Эксперт считает, что даже в нынешних условиях ограничения прав наблюдателей и партий на выборах у партштабов есть возможность побороться за результат. Ведь если делегитимировать выборы в совокупности не в интересах и их самих, то борьба за голоса и мандаты, наоборот, приветствуется теми же избирателями. Тем более что теперь основные нарушения происходят в одномандатных округах, когда, скажем, ресурсный кандидат хочет продавить результат через подвоз, подкуп, карусели и т.д. И борьба с этим явлением никак не расшатывает государственную систему. Кроме того, по мнению Калачева, партийные штабы решают и такую важную задачу, как презентация и демонстрация электорату уверенности в своих силах и своих возможностях, а также принадлежность к политической «высшей лиге». К примеру, той же ЛДПР важно продемонстрировать уверенность, что у партии остается будущее, вот есть даже свой «виртуальный Жириновский». Поэтому-то она демонстрирует избирателям системный и технологичный подход в защите голосов, тем самым показывая, что за такую партию имеет смысл голосовать.