Фото Александра Авилова / Агентство «Москва»
В регионах подходит к концу избирательная кампания. В 21 субъекте Федерации в Единый день голосования 10 сентября состоятся прямые выборы губернаторов, в 20 – Заксобраний, еще в четырех регионах доизберут депутатов Госдумы, а в целом по стране пройдет множество выборов местного уровня. Впервые в выборах примут участие Донецкая и Луганская народные республики, Запорожская и Херсонская области. Всего будет замещено более 34 тыс. мандатов.
Голосование в стране начнется с Дальнего Востока. Традиционно он задаст общие тенденции для остальной страны. Здесь 10 сентября будут выбирать пятерых из 11 губернаторов: на Чукотке (баллотируется врио губернатора Владислав Кузнецов), в Амурской (губернатор Василий Орлов) и Магаданской (губернатор Сергей Носов) областях, в Якутии (глава республики Айсен Николаев) и Приморье (губернатор Олег Кожемяко). Кроме того, в Якутии, Забайкальском крае и Бурятии изберут региональные парламенты. Среди голосований местного уровня выделяются выборы мэра Хабаровска (в которых принимает участие нынешний градоначальник Сергей Кравчук), а также депутатов горсовета Якутска. В Якутии, таким образом, складывается наиболее сложная электоральная «матрешка»: одновременные выборы главы республики, регионального и городского парламентов.
Многие наблюдатели ожидали, что локально предвыборные гонки по всей стране пройдут с высоким накалом борьбы. Дальний Восток – не исключение. Ведь ряд регионов известен протестным потенциалом – например, в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) это Якутия, Хабаровский и Забайкальский края, Приморье, где есть значимые оппозиционные силы и игроки. Но, похоже, политтехнологи выдавали желаемое за действительное. Даже в Хакасии, где губернаторская кампания развивалась по сверхконкурентному сценарию, в дело вмешался форс-мажор – резкое ухудшение здоровья топ-кандидата Сергея Сокола, которому пришлось сняться с выборов.
Избиратели выбирают стабильность
Результат предстоящего голосования выглядит прогнозируемым и соответствующим ожиданиям действующих властей (что не исключает, конечно, местами возможности сюрпризов). Видимо, на электоральном процессе сказалось проведение специальной военной операции (СВО), которая стала ключевым фоном выборов. В условиях спецоперации и санкций региональные и местные власти смогли обеспечить на вверенных им территориях социально-экономическую стабильность, что высоко ценится избирателем.
Общим для всех дальневосточных (и не только) регионов является стабилизация политической обстановки. Эксперты сходятся во мнении (и это подтверждают опросы), что второго тура ни на одной губернаторской кампании Дальнего Востока не будет. Между тем некоторое время назад округ считался одним из генераторов протестной повестки, которая формировалась фактически регионах с наиболее многочисленным населением, прежде всего в Приморье, Хабаровском крае, Якутии. Но за последние 5-10 лет ситуация стала меняться с работой в нем полпреда Юрия Трутнева. Благодаря особому вниманию со стороны федерального Центра, уникальным мерам господдержки и изменению международной экономической конъюнктуры Дальний Восток осознал себя не как периферию, а как «двойной форпост» державы – центр интеграции России в международное экономическое пространство и один из центров поддержки СВО. Качество жизни значительно выросло. Это меняет самовосприятие и рядовых избирателей, и политиков. Идея служения Родине внедряется в массовое сознание, становясь мейнстримом.
Главная тенденция избирательной кампании, в том числе на Дальнем Востоке – укрепление осознания ответственности власти перед народом и народа перед будущим страны. Внутренняя стабильность основана не столько на общественном договоре, то есть балансе интересов власти, населения и элит, сколько на общности ценностей. Поддержка СВО и курса Владимира Путина на защиту национальных интересов России – осознанный нравственный выбор граждан. Патриотизм российского общества оказался наполненным реальным в том числе эмоциональным содержанием.
«Наша политическая система устоялась, важной характеристикой является предсказуемость кампаний. Люди в большинстве регионов склонны к консервативному голосованию, голосованию за безусловного лидера. Без экспериментов, без желания попробовать что-то новенькое. У избирателей есть запрос на сохранение стабильности. Людям важна надежда, что завтра не будет хуже, чем вчера, а эту надежду может дать человек, который стабильно не делает хуже», – рассказал руководитель экспертного совета Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) Глеб Кузнецов.
В целом в регионах ДФО сложились стабильные и вполне управляемые конкурентные избирательные кампании. В каждом регионе – свои особенности, которые могут повлиять на результат. Самые активная конкуренция проявилась в Якутии, где одновременно проходят выборы главы Республики, депутатов Ил Тумэн и гордумы Якутска. Рейтинг у действующего главы Айсена Николаева хороший.
Особая кампания разыгрываются на Чукотке, где фаворитом на пост губернатора считается политический «новичок» Владислав Кузнецов, имеющий за плечами «боевой» управленческий опыт в органах власти ЛНР. С ним конкурирует кандидат от ЛДПР Юлия Бутакова.
В ходе текущего электорального цикла доминируют кампании референдумного типа, отметил представитель ВЦИОМа Михаил Мамонов. В частности, это относится к голосованию на выборах губернатора Приморья, говорят социологи. В регионе эксперты при этом отмечают высокую активность и информационную открытость избирательной комиссии. Избирком подробно освещает каждый этап и каждое свое решение, подчеркивает политобозреватель, члена комитета по политтехнологиям Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) Ольга Кишаковская. Аналогичную проактивную позицию, кстати, занял и избирком Забайкалья.
«Текущая ситуация в Приморье совсем не та, что была в 2018 году, – убежден политолог Павел Наливайко. – По очагам напряженности – конфликтам элит и темам, которые ранее считались проблемными – ситуация исправлена. Как итог, постепенно снижался запрос на смену руководства региона, уровень протеста. В рамках нынешней кампании мы не наблюдаем попыток дестабилизировать ситуацию и привести к власти оппозиционного кандидата. Запроса на это попросту нет».
В свою очередь, Хабаровский край демонстрирует уникальную ситуацию – стратегический альянс ЕР и ЛДПР (они поддержали на выборах мэра краевой столицы Сергея Кравчука), помноженный на соглашение о сотрудничестве между шестью партиями. Договор подразумевает подготовку наблюдателей и работу на избирательных участках во время выборов мэра и других региональных кампаний. Консолидация ЕР, ЛДПР и межпартийный консенсус в «столице протеста» привлекли внимание к кампании Сергея Кравчука, против которого развернута беспрецедентная «черная кампания».
В столице региона также активно проголосовали на выборах, проходящих на новых территориях России – такие итоги работы экстерриториального избирательного участка подвел избирком. Участок работал 1-4 сентября. Бежавшие от агрессии украинских националистов жители новых регионов России могли отдать свой голос на выборах в законодательные органы власти в своих городах, республиках, областях. В Хабаровске было организовано также голосование в пунктах временного размещения и на дому. «В целом голосование проходило в Хабаровске очень активно. Очень большое количество людей проголосовали. Точные данные мы уже передали в избирательные комиссии новых регионов России», – рассказал председатель крайизбиркома Денис Кузьменко.
Аналогичные сообщения поступают также из других регионов Дальневосточного федерального округа. Тем самым можно говорить о тенденции к легитимации выборов, которую задает Дальний Восток как для всей России, так и для новых территорий: дальневосточники помогают новым регионам влиться в состав России не только социально-экономически, но и политически.
Политические «зрелища» ушли в прошлое
На выборах ожидается умеренная, невысокая явка: по прогнозам, максимальные значения редко где достигнут 40-50%. Это объяснимо: кандидаты не вели яркой агитации, их повестки во многом схожи, а результат кажется предопределенным. К тому же лояльный электорат малоактивен. В условиях управляемости большинства кампаний, межэлитного «водяного перемирия» на фоне СВО, рекордной явки ожидать точно не стоит. В итоге, скорее всего, она будет в среднем 30-40%. При этом легитимность выборов уже обеспечена участием широкого круга кандидатов от оппозиции, их проявленной позицией в публичной сфере.
Стоит обратить внимание, что нынешняя избирательная кампания на Дальнем Востоке отличается смещением акцентов: кандидаты от «Единой России» отказались от политических игрищ в пользу действующей повестки (СВО, реализация госпрограмм и проектов, запуск инфраструктурных объектов и т.д.) и решении насущных проблем жителей (ликвидация последствий наводнения, пожаров). Кандидаты от власти заняты делом.
Политические «зрелища», вроде происходящего в Хакасии, дальневосточникам в этом году явно не интересны – они их насмотрелись в прошлые годы, а та особая роль, которую начинает играть Дальний Восток для экономики страны, ко многому обязывает и управленцев, и элиты. Тема СВО и реализация масштабных госпрограмм объединяет избирателей на Дальнем Востоке вокруг проверенных лидеров – президента Владимира Путина и кандидатов от власти. Сейчас важно помогать фронту, усиливать тыл, чтобы справляться с экономической блокадой, уверенно продолжать взятый курс на развитие, объясняют эксперты.
На Дальнем Востоке сложились управляемые избирательные кампании референдумного типа с довольно предсказуемым исходом, отмечает политолог Алексей Нечаев. По его словам, в условиях внешней угрозы и экономической турбулентности люди не склонны к переменам и ищут стабильности. В результате избиратели отдают предпочтение проверенным лидерам – действующим губернаторам или депутатам по принципу «не нужно чинить то, что работает».
«К тому же, в этом году мы не наблюдали ожесточенной политической конкуренции в регионах Дальнего Востока, потому что все кандидаты и партии схожи в своих оценках по ключевым темам предвыборной повестки, а именно – поддержка СВО и политики Владимира Путина. Соответственно, уровень конфликтности кампаний снизился, – добавил он. – В этих условиях не стоит ожидать ажиотажной явки. В голосовании, вероятно, примут участие в среднем около 30% избирателей. Выше показатель будет только в тех регионах, где проходят совмещенные выборы сразу нескольких уровней. В их числе, например, Якутия».
В целом общественный запрос сводится к ожиданию модернизации жизни в стране, которая должна стать не просто более благополучной, но более современной, технологичной, безопасной, считают эксперты. Именно такую «динамичную стабильность», а не застой, ожидают от кандидатов. И большинство кандидатов в губернаторы на Дальнем Востоке этим ожиданиям соответствуют, это же можно сказать и про мэра Хабаровска Сергея Кравчука, который идет на второй срок.