Нижняя палата парламента приступит к законодательной работе во второй половине сентября. Фото с сайта www.duma.gov.ru
В начале осенней сессии Госдумы, то есть во второй половине сентября, станет ясно, идут ли депутаты на те решительные шаги по изменению миграционной политики, режима пребывания иностранцев и механизма приобретения гражданства РФ, которые или оформлены в законопроекты, или анонсированы в качестве таковых. Особо стоит вопрос о воинской обязанности приезжих, ставших россиянами. Эксперты указывают, что пока большинство инициатив выглядит как предвыборный и партийный пиар, для которого юридическая проработка не так и важна. Между тем точечных изменений законодательства для наведения порядка в этой информационно подогретой сфере, похоже, уже недостаточно. Но в России парламент политических решений не принимает, а только их оформляет.
Тема постоянных сбоев государственного контроля над миграцией становится все более острой. Один из последних тому примеров – это Санкт-Петербург, где задержали сразу 15 полицейских и чиновников, которые за два года «помогли» въехать в Россию и остаться тут сотне тысяч иностранных граждан (ИГ). А в Волгограде, скажем, случился скандал из-за школьного класса, полностью сформированного из детей приезжих из ряда стран СНГ, которые почти не говорят по-русски. Местные жители настаивают на проверке, насколько законным был въезд в РФ их родителей и на каких основаниях они здесь находятся, то есть не стали ли они сразу гражданами.
Между тем из среды турбопатриотов в адрес депутатов идут наказы отложить все иные дела и заняться наведением порядка в миграционной сфере, имея в виду и социально-экономический аспект, и сферу безопасности государства и его граждан. В Госдуме на это уже не раз отвечали, что будут искать баланс «между объективными потребностями в иностранных работниках и соображениями правопорядка». Напомним, что за вторую половину лета прямо во время парламентских каникул депутатами от большинства фракций готовились или анонсировались разного рода законопроекты, прежде всего направленные на ужесточение требований как к приезжим, так и к новоиспеченным россиянам.
Например, о службе в армии всех гастарбайтеров, получающих или получивших российское гражданство. Это предложил первый зампред комитета Госдумы по обороне Алексей Журавлев (ЛДПР), пообещав и законопроект. Видимо, в еще одной «военной» инициативе, которую готовит глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов («Единая Россия»), речь может пойти не просто о введении уголовной ответственности за уклонение от мобилизации для всех, но и особо – для принимающих гражданство РФ. Ряд СМИ утверждал, что правительство якобы уже поддержало такие наработки. Напомним, что, к примеру, и глава президентского Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев предложил давать ИГ российский паспорт только после постановки на воинский учет. Депутат Госдумы из КПРФ Михаил Матвеев официально внес законопроект о лишении приобретенного гражданства тех, кто решит скрываться от воинской обязанности.
Помимо этого коммунист намерен еще и обезоружить всех этих граждан. Чтобы не могли происходить истории, подобные той, что была зафиксирована в Ростовской области, когда толпа явных чужаков применила травматический пистолет против ветерана СВО, накинувшись на того и сильно покалечив. Поэтому Матвеев уверен, что необходимо отсрочить выдачу разрешений лицам, вступившим в гражданство РФ, от пяти до десяти лет, в зависимости от типа оружия. И, конечно, подавая документы, обязательно надо подтверждать постановку на воинский учет. Свои предложения готовит или уже имеет «Справедливая Россия – За правду», в стороне не остаются и «Новые люди». Все дело только в том, что как раз последние полтора месяца были пиком региональных избирательных кампаний.
Как сказал «НГ» президент Центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгий Федоров, учитывая обостряющуюся ситуацию в миграционной сфере, можно и нужно обсуждать различные варианты ужесточения над ней государственного контроля. А тем более «определять критерии, обязательные для соискателей гражданства РФ». «Я уверен, что нам не нужны здесь лица с преступным прошлым, вне зависимости от того, погашена их судимость или нет. Достаточно того, что за первое полугодие 2023 года МВД зафиксировало увеличение числа преступлений, совершенных мигрантами на территории России, уже на 6,3%», – подчеркнул он, напомнив о такой громкой задумке ЛДПР. Напомним, что группа депутатов во главе с председателем партии Леонидом Слуцким считают необходимым запретить выдачу гражданства РФ людям даже с погашенной судимостью. На сегодня это не основание для отказа, который следует только за действующей судимостью.
По словам члена СПЧ Александра Брода, пока многие инициативы депутатов больше похожи на пиар. Скажем, в последнее время видно стремление политиков и иных публичных лиц расширить перечень оснований либо для лишения гражданства, либо для усложнения процедуры его получения. «По мнению ревнителей закона, при нынешнем росте патриотизма повышается самоценность категории гражданства, а предлагаемые меры должны оказать некое воспитательное воздействие на общество», – заметил он. Однако эксперт сомневается, что успех будет достигнут «без ряда необходимых слагаемых» – таких как реформа правосудия, антикоррупционная политика, социальная защита населения, приверженность гуманистическим ценностям и т.д. Хотя бы потому, что часть лишенных гражданства людей просто уйдет в тень, тогда как новые сложности оттолкнут от нашей страны тех, кто потенциально мог был реализовать себя на ее благо, предостерегает Брод.
По мнению доцента РАНХиГС, члена экспертного совета отделения Всемирного русского народного собора по Москве Михаила Бурды, очевидно, что тот же законопроект ЛДПР «является результатом информационного фона, возникшего после того, как перестали скрывать фактор растущей преступности среди мигрантов». Это касается в том числе и тех, кто недавно вступил в российское гражданство или находится на пути его получения. Как первичная инициатива, считает Бурда, документ «безусловно, может быть поддержан», потому как гражданство – это категория, которой человеку необходимо быть достойным. И тут есть весьма спорный вопрос: а нужны ли нам новые граждане, ранее совершившие преступления? Однако на практике, заметил он, как всегда, сложнее: есть риск столкнуться с рядом не массовых, частных, но весьма громких случаев, когда иностранцы, например, принимавшие участие в СВО в качестве добровольцев на стороне России или поддерживающие Россию, подвергнутся уголовному преследованию в своих странах. Они получат судимости, лишение свободы, а когда попросятся в граждане РФ, то столкнутся с формальными отказами в гражданстве. Такого, уверен Бурда, быть не должно. Другое дело, что критерии вступления в российское гражданство в целом необходимо пересматривать, отдавая приоритет носителям русского языка, этническим русским и представителям других народов России, не имеющим собственной государственности. А также людям, разделяющим систему духовно-нравственных, религиозных, культурных, исторических традиционных ценностей, оплотом которых выступает Россия в современном мире. Дескать, для России получившие гражданство 10 условных южноафриканских фермеров-буров важнее и ценнее, чем «несколько тысяч социальных иждивенцев, рассматривающих российский паспорт как инструмент получения социальных благ». Сейчас же просто удивительным представляется процесс, когда паспорта сотнями тысяч получают выходцы из Таджикистана, а наши соотечественники годами собирают справки, выдуманные бюрократической машиной. «Однако сторонники массовой инокультурной миграции имеют достаточно сильные позиции и во власти, и в секторе НКО, поэтому борьба тут предстоит серьезная», – подытожил Бурда.