В соцсетях появились примеры предвыборных баннеров в Верховный совет Хакасии. Фото из Telegram-канала «Выборы, выборы, выборы...» |
Хакасию посещает все больше федеральных тяжеловесов, косвенно обозначающих покровительство Соколу. На днях кандидат от ЕР вместе с Андреем Турчаком принял участие в работе Всероссийского штаба по контролю за строительством и капитальным ремонтом школ.
«Министр просвещения РФ Сергей Кравцов пообещал взять под контроль ситуацию с зарплатами педагогов в республике», – отметил Сокол. Также в республику приехал Александр Карелин. Формальная причина поездки – встреча с представителями Федерации спортивной борьбы, а по факту – поддержка Сокола в борьбе за губернаторское кресло. Тем временем к Коновалову из Москвы приезжал Владимир Кашин, который рассказал местному телеканалу о работе своего комитета и поделился впечатлениями о Хакасии – как изменилась социально-экономическая ситуация в республике за пять лет, а также рассказал об аграрном потенциале региона.
Между тем в кампании уже активно используются «черные технологии». Как стало известно «НГ», Валентин Коновалов даже готовит обращение в правоохранительные органы: в центре Абакана 18 августа неизвестные выпустили живую свинью, на правом боку которой изобразили серп и молот, на левом – надпись: «Продолжительность жизни свиней растет». Коммунисты уже отреагировали, заявив, что «жители Хакасии возмущены произошедшим и хотят знать имена заказчиков и исполнителей этой провокации». Коновалов просит провести проверку по нескольким статьям: жестокое обращение с животным, а также «дискредитация Вооруженных сил» (из-за нанесения на тело животного символа, который есть на Знамени Победы) и даже реабилитация нацизма. «Наши политические оппоненты осквернили священный символ, который размещен на Знамени Победы, – символ, под которым Красная армия громила нацистских захватчиков, – заявил Коновалов. – Они осквернили нашу историю, нашу память. Кроме того, они надругались над животным. Создали риск ДТП... Это чужие для нашей республики люди, им главное – отработать политические гастроли. Мы понимаем, что эта подлая выходка – акт бессилия наших оппонентов. Я уже переговорил с министром внутренних дел по Республике Хакасия. Полиция должна найти и привлечь к ответственности подонков, совершивших эту грязную провокацию».
Первый зампред ЦК КПРФ, депутат Госдумы России Юрий Афонин отметил: «Чтобы помешать жителям Хакасии избрать губернатора-коммуниста на второй срок, его политические противники прибегают к самым грязным методам. За пять лет в разных СМИ против Коновалова выпущено 7,5 тыс. чернушных сюжетов! Конечно, этот «грязевой вулкан» продолжает свою работу и в ходе избирательной кампании. В ход пошло также выдвижение подставных кандидатов, единственной функцией которых является поливать Коновалова». Неожиданное заявление сделал и председатель партии Геннадий Зюганов: «Такого безобразия не было даже в 90-е годы. Хамство, варварство, бесконечная ложь, вместо дебатов – грязные политические технологии, не имеющие ничего общего с нормальной ситуацией». Кстати, малые партии также пытаются подогреть кампанию: в регионе появились баннеры «Новых людей» на выборах в Верховный совет республики с надписью «Меняйте коней. Переправы не будет!», видимо, намекая на Коновалова. Чтобы намек был понятнее, на плакате также написано: «За местных честных новых» – ранее сторонники губернатора размещали баннеры с похожим слоганом.
В республике продолжаются дебаты кандидатов. В их новых раундах Валентин Коновалов и Сергей Сокол стали тратить меньше времени на взаимные нападки, а больше – на свои программы и обращения к избирателям. Сокол даже представил стратегию развития республики до 2035 года, сообщив, что для ее осуществления есть силы, знания и поддержка федерального Центра.
При этом губернатора активно атакуют кандидаты Михаил Молчанов от ЛДПР и Владимир Грудинин от «Коммунистов России» (КР). На этот раз Молчанов принес действующему главе республики уздечку и поводья, намекая на то, что им управляют из Москвы. «Вы обещали: создадим коалиционное правительство и будем решать проблемы республики. Но вы всех обманули, пошли совсем по другому пути, по пути своих капиталистов-коммунистов из Москвы», – заявил Молчанов. Напомним, на первых дебатах Молчанов принес противогаз, который не отдал Коновалову, побоявшись обвинений в подкупе избирателей (см. «НГ» от 15.08.23). Уздечка, кстати, тоже осталась у Молчанова.
Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов рассказал «НГ», что, согласно результатам свежих опросов Центра исследований политической культуры России (ЦИПКР), партия власти и коммунисты практически сравнялись по показателям. У ЕР 31% поддержки, у КПРФ 28%, у ЛДПР 12%, у «Новых людей» 1%, а у «Коммунистов России» 2% (данные от общего числа опрошенных). Аналитик отметил, что провокационные действия во время избирательной кампании разделяют для граждан кандидатов на «своих» и «чужих». Чужие – те, кто организует провокации, а свои – против которых борются. Половина избирателей связывает такие «нонсенсы» кампании с разгулом варягов, еще четверть не связывает и на выборы идти не собирается, а последняя четверть опрошенных избирателей попадают в число неопределившихся.
«Конечно, все эти технологии рассчитаны на то, чтобы максимально засушить явку и отвратить граждан от выборов. Но может быть обратный эффект, когда выборы становятся интересны тем, кто до этого был индифферентен», – подчеркнул Обухов.
«С одной стороны, грязные технологии отвращают избирателей от голосования, а с другой – еще больше привлекают внимание к кампании, – также говорит «НГ» глава Политической экспертной группы Константин Калачев. – После использования «черных технологий» возникает двойственный эффект: это вроде бы дискредитирует выборы, но в то же время происходит поляризация общества и мобилизация политизированных избирателей. То есть «болото», которое обычно не ходит на выборы, лишний раз убеждается, что «политика – грязное дело» и на выборах делать нечего. А для тех, кто хотя бы немного интересовался политикой, – наоборот, это актуализирует избирательный процесс и ставит перед внутренним выбором между теми, кто, используя эти технологии, олицетворяет «зло», и теми, кто олицетворяет «добро», то есть является «гонимым, обиженным». То есть ожидаемое в этих случаях снижение явки может и не произойти».