Красный пояс в Приамурье власти решили проредить, сняв левых с выборов. Фото с сайта www.kprfamur.ru
Как стало известно «НГ», в Амурской области, где традиционно популярны партии парламентской оппозиции, в городе Свободный, третьем по величине из муниципалитетов, сняли с выборов КПРФ. Весь список коммунистов вычеркнули по иску ЛДПР. Компартия направила жалобу в Центризбирком, готовит иски в облсуд и намерена дойти до Верховного суда (ВС). Эксперты отмечают, что в условиях консенсуса у КПРФ еще есть шанс восстановиться на выборах, но время на агитацию будет упущено.
В городе Свободном была отменена регистрация партийного списка КПРФ на выборах в горсовет нового созыва. Такое решение приняла судья городского суда Ольга Осокина по административному иску ЛДПР. На суде облизбирком поддержал иск, тогда как горизбирком выступил на стороне КПРФ.
Первый секретарь Свободненского горкома КПРФ, действующий председатель Свободненского городского Совета народных депутатов Андрей Мирошин направил жалобу в Центризбирком на действия избирательной комиссии Приамурья. «После получения мотивированного судебного решения мы обратимся с апелляционной жалобой в суд Амурской области. Жители города Свободного имеют конституционное право на честные и демократичные выборы с участием всего спектра политических сил», – пояснил он.
На выборах в Свободненский Совет действует смешанная избирательная система – пропорционально-мажоритарная (половина депутатов избирается по списку, половина – по округам). Коммунисты пояснили, что по действующему законодательству, если на один избирательный округ приходится менее 5 тыс. избирателей, то кандидат в депутаты не должен представлять в избирком сведения о доходах и имуществе. Не представили эти справки и кандидаты-коммунисты. Тем временем оппоненты КПРФ сведения о доходах подали. И когда процесс регистрации уже завершился, поступило исковое заявление в суд с требованием отменить решение горизбиркома о регистрации списка КПРФ по единому округу.
В Компартии напоминают: город Свободный традиционно относится к так называемому красному поясу. Рейтинг КПРФ здесь стабильно высокий. Еще в 2018 году на выборах в городской Совет коммунисты одержали уверенную победу, взяв 11 из 20 мест. Это позволило партии контролировать городскую администрацию. На последних выборах в Госдуму КПРФ в Свободном и вовсе получила первое место, обойдя «Единую Россию» по количеству собранных голосов: 32,9% против 28,2%. Отметим, что номинальным инициатором судебной тяжбы выступило местное отделение ЛДПР, интересы которого в суде представлял Дмитрий Волобуев, помощник сенатора Ивана Абрамова. При этом известно, что у ЛДПР на выборах в Приамурье также всегда был один из самых лучших результатов по стране.
Обычно технологии снятия кандидатов и целых списков применялись против несистемной оппозиции, а также против полусистемного «Яблока». Но к парламентским партиям, состоящим в консенсусе с властью, применение таких приемов наблюдается редко. Тем более что в контексте СВО межпартийный пакт стал только крепче. Но, видимо, власти на местах порой не считают нужным церемониться с неудобной (даже парламентской) оппозицией.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Дело в том, что «консенсус» в понимании оппозиции и в понимании партии власти – разные понятия. С точки зрения оппозиции, вроде бы общество должно сплотиться, и власть наконец должна позволить парламентским партиям вести спокойную политическую работу, избираться, агитировать и т.д. А с точки зрения власти – прямо противоположное видение: если против оппозиции предпринимаются какие-либо действия, она не должна пытаться протестовать или удержать позиции». Эксперт напомнил, что в региональной политике две партии парламентской оппозиции потеряли по одному губернатору: в Смоленской области – ЛДПР, а в Омской – «Справедливая Россия – За правду» (СРЗП). А поскольку на федеральном уровне партии не стали поднимать шум, то и на местных выборах власти, видимо, решили воспользоваться этим. Тем более что региональная власть вряд ли заинтересована в наличии оппозиционного неконтролируемого муниципалитета. Хотя традиционно не на губернаторских и президентских, а именно на муниципальных и заксовских выборах идет самая острая борьба партий. То, что партиям могут позволить на президентских и губернаторских выборах, не потерпят на выборах нижнего уровня, потому что речь идет о конкретных мандатах.
«При нарушениях посыл такой: идите в ЦИК, идите в суд. Но дело в том, что никаких гарантий восстановления прав никто не дает. И даже если Центризбирком восстановит КПРФ на выборах, они потеряют время, данное партиям на агитацию. А если им откажут, то партия может призвать голосовать против всех, как на Алтае (см. «НГ» от 13.08.23). Но остается вопрос, насколько это будет эффективно. Все понимают, что сейчас есть установка не подрывать авторитет государственной власти, и оппозиционеры вряд ли будут выводить своих сторонников на улицы, а это самое главное», – подчеркнул Макаркин.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин напомнил «НГ», что у КПРФ и ЛДПР – давняя история вражды. А тем более в Амурской области, где обе партии довольно популярны и делят оппозиционный электорат. «Поэтому, видимо, от противников избавились таким способом. Но если юридические аргументы коммунистов верны, то их обязательно восстановят на выборах. Потому что даже если местная власть не очень довольна наличием оппозиционного муниципалитета, то региональная власть будет еще менее довольна негативным фоном губернаторской кампании. Ведь и в администрации президента, и в Центризбиркоме давняя установка, что на выборах не должно быть скандалов. Тем более выходящих на федеральный уровень», – пояснил Мухин.