0
3067
Газета Политика Печатная версия

06.08.2023 19:40:00

Адвокатура хочет строить вертикаль самозащиты

Региональным палатам пока не хватает процессуальных полномочий

Тэги: ап, адвокатура, профессиональные права, нарушения, корпоративная судебная защита, законодательство

On-Line версия

Как стало известно «НГ», в адвокатуре будут настаивать на включении в законодательство положений о корпоративной судебной защите. Сейчас четко не сформулировано, могут ли адвокатские палаты (АП) представлять интересы коллег во всех ситуациях, когда нарушаются профессиональные права. Многие считают, что у юридического сообщества должны быть возможности для самозащиты, хотя тогда придется усиливать вертикальную иерархию. Ведь речь идет о полномочиях АП даже тогда, когда конкретные защитники не стремятся вступать в судебные тяжбы.

Сейчас проблемой остается участие органов адвокатского самоуправления в реализации права на судебную защиту профессиональных интересов. Нужны изменения в законе об адвокатуре и процессуальных кодексах, чтобы уточнить правовой статус представителя АП и его процессуальную роль.

По словам зампреда комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП Санкт-Петербурга Никиты Тарасова, далеко не всегда коллеги могут самостоятельно отстоять себя. Если, допустим, защитника привлекают к уголовной ответственности, он, как правило, настолько занят своим делом, что не может в полной мере бороться в суде еще и за профессиональные права.

Прокуратура, профсоюзы, общественные организации потребителей могут обращаться в суд в интересах неопределенного круга лиц, а у органов адвокатуры подобной возможности нет. Формально это не запрещено, однако в полной мере в законодательстве такие положения не прописаны. Значит, даже если АП и вступают в такие процессы, то в «ограниченном количестве случаев». Все зависит от усмотрения судьи либо от судебной практики в регионе.

К примеру, если у адвоката провели обыск, петербургские суды разрешают АП обжаловать действия следователя, нарушающие адвокатскую тайну, но не судебный акт, которым обыск разрешен. Поправки в законодательство дадут АП полноценные права, а не гипотетические шансы на представление интересов адвокатов в суде. Если это распространится на все виды судопроизводства, защита профессиональных прав в целом станет гораздо эффективнее, заметил Тарасов. Дело в том, что сегодня такая норма установлена лишь для Федеральной палаты адвокатов (ФПА) в случае гражданского и административного судопроизводства. Правда, когда ФПА пыталась оспорить постановление правительства по размеру оплаты труда адвокатов по назначению, суды отказали в принятии искового заявления, указав, что ФПА не может от себя обращаться в суд. И затем Конституционный суд РФ согласился с тем, что адвокатам следует самим отстаивать свои интересы, без заступничества со стороны корпорации.

Бывает, что адвокаты и не хотят оспаривать нарушение своих прав, например, из-за загруженности более важными делами. Есть и принципиальные ситуации, заметил Тарасов: если защитника, например, не пустили в отдел полиции или СИЗО, он может прийти туда в другой раз, а не спорить понапрасну. Однако «после него придет коллега, и ситуация может повториться». Это недопустимо, чтобы частные ситуации превращались в практику из-за попустительства со стороны представителей адвокатуры. «Если создается угроза профессиональным правам корпорации, она должна действовать вне зависимости от желания адвоката предпринимать или нет какие-либо меры, в том числе обращаться в суд. У органов адвокатского самоуправления должна быть активная процессуальная роль», – подчеркнул Тарасов.

Как напомнил «НГ» зампред комиссии ФПА по защите прав адвокатов Сергей Краузе, в 2017 году были внесены изменения в УПК, когда принципиально новой фигурой процесса стал представитель региональной АП, который в соответствии со ст. 450.1 принимает участие в осмотрах, обысках и выемках в жилых и служебных помещениях адвокатов. Но правовое положение этого нового субъекта в законе изложено поверхностно, вследствие чего оно периодически оспаривается. Краузе с рядом других адвокатов еще в 2019 году подготовили соответствующие корректировки в УПК. В частности, было предложено понятие «представитель АП». Его предлагалось наделить правом приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя и прокурора, а также обжаловать постановления суда о разрешении следственных действий в отношении адвокатов и использовании в качестве доказательств изъятых предметов и документов. «Данная поправка позволит устранить очевидный дисбаланс в существующем правовом регулировании. С одной стороны, представитель палаты декларируется как лицо, обладающее необходимыми знаниями, приглашенное для того, чтобы обеспечить состояние защищенности сведений, ставших известными адвокату при оказании юрпомощи. С другой стороны, отсутствует механизм, позволяющий ему потребовать в судебном порядке ограничения произвольного доступа к этим сведениям следователя и иных процессуальных лиц», – полагает Краузе.

Учредитель МКА «Постанюк и Партнеры» адвокат Владимир Постанюк подчеркнул важность обсуждаемого вопроса, напоминая: сейчас существует механизм защиты прав судей, для привлечения которых к уголовной ответственности или для избрания меры пресечения необходимо пройти «сито» квалификационной коллегии, дающей на это согласие или отказывающей. «Необходимо применять аналогичную меру и для адвокатов. Чтобы на привлечение к уголовной ответственности, на проведение обысков, на избрание меры пресечения предварительно давала согласие АП – и только после этого вопрос рассматривал суд», – заметил он. То есть если и выходить с инициативой о внесении изменений в законы, то, по мнению Постанюка, именно о таком и должна идти речь.

Как сказала «НГ» член АП Саратовской области Анна Володченко, адвокатское сообщество выступает с инициативой включить нормы, детализирующие защиту профессиональных прав от имени органов адвокатского самоуправления, и в корпоративные документы, и в закон об адвокатской деятельности, и в процессуальные кодексы.

По ее словам, действующая судебная практика показывает, что профессиональные права защищаются не в полной мере. А это значит, что «для повышения эффективной защиты требуется закрепить соответствующее право и в отраслевом, и в процессуальном законодательстве», поддержала коллег Володченко.



Читайте также


В индийской Колкате победили Магнус Карлсен, Александра Горячкина и Катерина Лагно

В индийской Колкате победили Магнус Карлсен, Александра Горячкина и Катерина Лагно

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

0
2380
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
3027
"План стойкости" не мешает Зеленскому опять искать помощи у Запада

"План стойкости" не мешает Зеленскому опять искать помощи у Запада

Наталья Приходко

В Киеве накануне уверяли в обеспечении необходимого финансирования на год вперед

0
2935
Как онлайн-курсы вдруг стали "институтами"

Как онлайн-курсы вдруг стали "институтами"

Наталья Савицкая

Академию на дому сегодня может открыть любой блогер или частный предприниматель

0
3211

Другие новости