Сеть гражданской поддержки СВО расширилась до того, что встал вопрос о смене ее координаторов. Фото агентства «Москва»
В Сети идет информационная война после ареста лидера Клуба рассерженных патриотов (КРП) Игоря Стрелкова. По его соратникам профессиональные медиаборцы наносят удары с еще более патриотических позиций якобы чисто русских националистов. Второе направление атаки – вроде бы как грубые нарушения при сборах денег на нужды СВО и волонтерских поставках на фронт различных грузов. То есть сбываются прогнозы, что такую деятельность власть обязательно возьмет на контроль. И вряд ли только в тактических целях, возможно, это сигнал об изменении курса госпропаганды.
Один из основателей КРП Георгий Федоров опубликовал 1 августа план по преобразованию организации Стрелкова теперь уже в коалицию «рассерженных патриотов» (КоРП). О ее создании на днях заявил координатор КРП Павел Губарев.
Объективно несколько растерявшиеся сейчас стрелковцы ищут вариант сохранения своего присутствия в политике, для чего формат дискуссионного интернет-клуба, наверное, действительно не подходит. Впрочем, в своих предложениях Федоров, который после ареста лидера покинул КРП, не продемонстрировал оригинальность, они скорее универсальны для политструктур любой ориентации. Это формулирование цели создания и соответствующих ей задач, декларация принципов существования и краткая политическая программа. Федоров также ставит вопрос, на него, правда, не отвечая, о том, за счет каких ресурсов будет действовать КоРП. Дальше тоже все стандартное – коллективный орган коалиции, но одновременно и единоличный лидер, которых должны избрать общим голосованием, списки союзников и противников, место КоРП на политическом поле, участие или неучастие в официальных мероприятиях типа выборов и т.д.
Федоров пообещал, что соратники Стрелкова найдут подходящие решения в ближайшие дни, а свои размышления о КоРП он закончил словами: «Ну и, конечно, свободу Стрелкову!» Стоит отметить, что это до степени полного смешения походит на лозунг, который непременно используют представители той политической силы, которая сейчас вытеснена в эмиграцию или подполье. И надо же было случиться такому совпадению, что с каждый днем расширяющуюся и ужесточающуюся сетевую атаку на рассерженных стрелковцев возглавляет широко известный в определенных кругах юрист Илья Ремесло. Он публично гордится тем, что в свое время стал одним из первых организаторов, а затем и главным вдохновителем войны государства с навальнистами, у которых насчет его ролей и функций, конечно, иное мнение.
Основной мишенью своих начальных ударов Ремесло выбрал координатора КРП по волонтерской помощи бойцам СВО Владимира Грубника. Впрочем, эта должность не описывает всей многогранности этого одесского подпольщика, арестованного СБУ, а потом обмененного с передачей в ДНР. Активист «русской весны» образца 2014 года, Грубник занимался много лет поддержкой донбасского ополчения вопреки всем изгибам украинского курса РФ, а теперь он один из самых известных военных гуманитарщиков в зоне СВО. Следует заметить, что Грубник, как и Стрелков, и многие другие люди, выбравшие для себя позицию бороться за Россию вне зависимости от мнения властей, позволяют себе в адрес последних самые нелицеприятные высказывания. И уже звучали предположения, что оппозиционеры от ультрапатриотизма договорятся до административных, а потом и уголовных дел о дискредитации Вооруженных сил.
Однако стартовала кампания по дискредитации именно самих «рассерженных патриотов». Профессиональный информационный боец Ремесло, к которому уже начинают подтягиваться и прочие специалисты, пока вынужден играть одновременно на позициях и плохого, и хорошего следователя. То есть как рьяного разоблачителя этих, по его мнению, практически явных украинских агентов, так и увещевателя их в том, чтобы они своевременно покаялись, отринули радикализм – и тогда могли бы и дальше заниматься волонтерским делом. О том, как же можно одновременно заявлять такие противоположные утверждения, Ремесло, как представляется, не слишком заботится. Он явно создает нужный медийный фон и заодно нарабатывает материалы, которые потом, возможно, станут частью дела уже уголовного. При этом подозрения в работе на украинские спецслужбы и требования к бывшим жителям этой страны не рассказывать гражданам РФ о том, как ее обустраивать, Ремесло высказывает с позиции как бы чисто русского националиста. А вот призывы к пробуждению у Грубника и компании – например, из числа организаторов Координационного центра помощи Новороссии Ремесло произносит уже в качестве нейтрально настроенного юриста. Он, дескать, всего лишь обеспокоен тем, что эти вроде бы полезные люди почему-то не озаботились полным соблюдением российских законов.
Хотя пока Telegram-каналы вышеназванных фигурантов информационной войны в основном работают на разогрев публики, уже, видимо, можно констатировать, что у нее, похоже, есть несколько слоев. Первый, самый очевидный, связан со своего рода гуманитарным рейдерством. Финансовые и товарные потоки в тылы СВО достигли высоких значений, кроме пожертвований от людей идут и инвестиции юрлиц и государственные вложения. Возможно, кто-то хочет сесть на эту тему – по меркантильным соображениям или для зарабатывания медалек. Второй слой – это опасения силовых структур, что волонтерские рейды вблизи фронта создают лазейки для утечек информации. Причем как действительно той, которой может воспользоваться противник, так и просто невыгодной военным властям. В третьем слое, очевидно, просматриваются политадминистраторы, которые обеспокоены тем, что на их глазах и без должного контроля образуется очередная горизонтальная структура. Она очень критически относится к власти, но ее при этом трудно квалифицировать в качестве иноагента. Самый же глубинный слой, судя по всему, связан с предстоящим выбором пропагандистского нарратива для президентской кампании. Будет ли она выстроена уже на достигнутой победе в СВО или только на том, что нужен тот лидер, который страну к этой победе как раз и ведет, – в любом случае информационное поле должно быть полностью модерируемым.