Фото агентства городских новостей "Москва"
Госдуме предложено дополнить Трудовой кодекс (ТК) РФ нормой о возможном появлении в коллективном договоре мер по поддержке добровольческой и благотворительной деятельности. Не уточняется, какая из сторон должна это делать – работники или работодатели, но, похоже, именно последние. Нет конкретики и по поводу самих мер, а это позволяет допустить, что корпоративное волонтерство вполне могут переформатировать в добровольно-принудительный труд. Бизнес уже поддерживает законопроект, под которым, видимо, от имени и по поручению работников, подписался зампред ФНПР депутат Госдумы Андрей Исаев.
В ТК есть ст. 41, утверждающая содержание и структуру коллективного договора, который заключается работниками и работодателями при посредничестве профсоюзов. Однако они из школы коммунизма уже давно превратились в академию капитализма, что еще раз и подтвердил внесенный в Госдуму законопроект.
И, судя по всему, не стоит обманываться на тот счет, что, мол, под предложением разрешить включать в такие договоры меры по поддержке добровольческой и благотворительной деятельности стоят имена как раз тех депутатов «Единой России», которые избраны как представители волонтерского движения. Типа главы комитета Госдумы по молодежной политике Артема Метелева. Подпись замглавы фракции ЕР Исаева, который является зампредом ФНПР, в данном случае их всех перевешивает.
Что касается самой поправки, то она добавлена после указания на то, что в коллективном договоре может быть прописана «частичная или полная оплата питания работников». И это скорее всего неспроста, хотя и подсознательно: за доброту нужно платить лояльностью. Именно об этом достаточно откровенно и говорится в пояснительной записке к законопроекту. Она вся заполнена данными таких социологических опросов, которые свидетельствуют – работники старших возрастов (от 25 лет), как и молодежь, хотели бы заниматься добровольческими делами, но у них просто нет на это времени.
При этом нигде прямо, конечно, не говорится, что вводится обязанность работодателя выделять специально временной ресурс потенциальным волонтерам. Наоборот, вводится понятие «корпоративного волонтерства», ударниками которого для примера названы полдесятка крупнейших компаний страны: «Корпоративное волонтерство – актуальная и эффективная форма проявления социальной ответственности компаний и их сотрудников. Этот инструмент взаимодействия с обществом и властью, объединения персонала вокруг значимых социальных проблем становится все более действенным и востребованным».
Законопроект уже поддержал ряд бизнес-ассоциаций, ведь корпоративное волонтерство, повышая лояльность сотрудников, повышает и показатели выручки на одного работника, а значит, и прибыль акционеров. Однако вряд ли корпорации отпустят работников на какие-то посторонние проекты, скорее всего им придется иногда трудиться дополнительно и бесплатно, как это бывало в советские времена.