Бурятские коммунисты решили буквально реализовать рекомендации центрального штаба. Фото из Telegram-канала «Выборы, всем ЦЫК!»
На заседании Госдумы прозвучал призыв к властям сурово отреагировать на действия «Яблока», которое продвигает на всех выборах пацифистскую повестку. То есть эта партия реализует рамочную кампанию, что, как выяснила «НГ», взяли на вооружение и парламентские силы. Так, КПРФ дает образ будущего через напоминание о советских победах, «Справедливая Россия – За правду» (СРЗП) говорит о настоящем – своих социальных инициативах. Но упор все-таки будет сделан на местные проблемы, чтобы затронуть периферийного избирателя. Общие же лозунги служат консолидации ядерного электората.
В Бурятии КПРФ поспешила напомнить избирателям о заслугах коммунистов в победном завершении Великой Отечественной войны 1941–1945 годов через изображение Сталина.
В Улан-Удэ на одном из мостов появился баннер с партийной символикой и надписью: «Победа будет за нами!», однако указание на военные годы почему-то идет вслед за аббревиатурой КПРФ. Возможно, таким образом левые как бы проводят негласную параллель той большой войны с нынешней спецоперацией. Однако, по информации «НГ», партия в своей избирательной кампании не планирует напрямую эксплуатировать тему СВО.
Зампред ЦК Дмитрий Новиков напомнил, что выборы предстоят разного уровня и разного характера, а потому единообразная кампания просто невозможна, хотя на губернаторских выборах в принципе можно поднимать большие региональные и даже федеральные темы. А вот для кандидатов в депутаты заксобраний более значимы темы бюджета, помощи гражданам, в общем, региональная повестка низового уровня. Тем не менее рамочная универсализация планируется: «Центральный штаб по выборам разработал единый алгоритм проведения кампании, с образцами агитации. Мы поможем регионам общими образцами, а также небольшим финансированием. Но местные отделения сами решают, на какую именно агитпродукцию сделать ставку – например, на ролики, билборды или газеты. Где они свободно могут размещать плакаты на улицах, а есть такие регионы, где административный ресурс этого не позволяет, так что там целесообразнее распространять газеты».
Так что рамок у КПРФ будет две. Первая – это стратегия развития страны и образ ее будущего через напоминание об исторических победах коммунистов и их позиции по наиболее важным вопросам настоящего. А второй, по словам Новикова, как раз и станет обязательное указание на проблемы, которые есть на местах. На СВО КПРФ не будет делать упор, подчеркнул он, эксплуатировать эту тему можно будет только на губернаторских выборах. «Хотя если кандидата в депутаты на встрече с людьми спросят про проблемы мобилизованных и помощь семьям, то он ответит, но будет жаль те партии, которые на теме СВО собрались строить кампанию, ведь на низовом уровне федеральная общеполитическая повестка не слишком актуальна. Про стратегию СВО поговорим на президентских выборах будущего года, а сейчас у нас другие задачи», – подчеркнул Новиков. По поводу же плаката в Улан-Удэ он заметил, что аналогичные возможны и в других местах, но это будут решать региональные комитеты.
Для эсэров традиционными рамками станут слова о справедливости и социальных проблемах. Как пояснил «НГ» член Центрального совета СРЗП Михаил Емельянов, единый штаб партии уже разработал цвета и шрифты для агитации, чтобы она тоже была в единой стилистике. Разработан даже единый образец билборда с партийными лозунгами – для регионах с выборами в заксобрания и губернаторскими кампаниями, в которых участвуют кандидаты от СРЗП. По его словам, СВО будет затронута только по касательной – это «соцзащита участников спецоперации и их семей». «Однако полной унификации кампании все же не будет, людям ближе их местные и региональные проблемы», – отметил он. Пресс-секретарь фракции СРЗП Эмилия Затолочная пояснила «НГ», что касательно СВО речь идет о таких предложениях партии, как создание «реабилитационного сертификата» для участников, введение для них и членов их семей единых льгот, выплата увеличенной пенсии ветеранам боевых действий, предоставление такого же статуса бойцам ЧВК.
При этом именно от имени эсэров на заседании Госдумы 20 июня прозвучало требование к властям сурово отнестись к пацифистской риторике, продвигаемой «Яблоком» на выборах всех уровней. Это действительно единственная реальная рамочная кампания. «НГ» поинтересовалась в партии, как в этом отношении идут дела. Член политкомитета «Яблока» Эмилия Слабунова напомнила, что любая агитация будет с изображением «голубя мира». При этом она подчеркнула, что тема прекращения боевых действий хотя и основная для яблочных кандидатов, но не единственная. Партия также напомнит о правах и свободах граждан, но поднимет и местные острые проблемы.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Общие темы, рамочные посылы в кампаниях партий делаются для своих, для ядерного электората и активистов. А вот уже местные и региональные проблемы прорабатываются для периферийного, то есть колеблющегося и общепротестного избирателя. Но свои для партии всегда важны, потому что если не сделать акцент на определенных темах, не вспомнить об идеологии и не послать определенные сигналы, то они могут разочароваться. И это для каждой партии страшнее, чем потеря тех же колеблющихся. Потому что, вопреки распространенному мнению, даже свои голосуют за партию не в любом случае». Поэтому-то, заметил эксперт, основной задачей партийных политтехнологов всегда является поиск баланса – «как сочетать рамочные и основные темы, чтобы и оставить своих, и сомневающихся привлечь».
комментарии(0)