Парламент Иркутской области лишает мандата коммуниста Андрея Левченко, только что вышедшего из тюрьмы. Кадр из видео с канала «Иркутская правда» на YouTube
По информации «НГ», КПРФ вышла на финальную стадию отбора кандидатов как в заксобрания, так и для выборов губернаторов, реготделения уже определяются с датами партконференций. Примерно та же картина и в других думских партиях. Эксперты предрекают, что прежние размены депутатских мандатов на спокойное участие в губернаторских кампаниях сохранятся. Однако их выгодность для оппозиции, которой в условиях консенсуса с властью сложнее торговаться, явно снизится.
На 26 мая в КПРФ запланировано всероссийское семинар-совещание, где внимание будет уделено не только пленуму по патриотизму, но и выборам. Напомним, что в единый день голосования (ЕДГ) 10 сентября партиям можно вести борьбу за места почти в четверти заксобраний страны, однако не везде это состоится.
Например, 17 мая Заксобрание Иркутской области лишило мандата бывшего лидера фракции КПРФ Андрея Левченко. Сын экс-губернатора Сергея Левченко только что вышел из заключения по УДО после того, как апелляционная инстанция урезала ему срок лишения свободы на треть. Такая внезапная милость, судя по всему, как раз и связана с предстоящими выборами депутатов парламента. Старшему Левченко власти связывают руки скорее всего для того, чтобы тот, возглавив список коммунистов, не слишком сильно конкурировал с губернатором Игорем Кобзевым, который, видимо, поведет за собой кандидатов «Единой России». Конечно, Иркутская область выглядит особой статьей, но и в других регионах КПРФ, похоже, не дадут выгодно разменять губернаторские кампании на депутатские места.
В отношении левых это уже понятно хотя бы по первым выдвинутым ими претендентам, которые станут конкурировать с действующими высшими должностными лицами субъектов РФ. Это очевидное проявление нынешнего спецоперационного консенсуса оппозиции с властью. Впрочем, остальные системные партии и без того уже давно участвуют только в спокойных согласованных кампаниях, взамен получая квоты в заксобраниях. Вот, правда, стоимостный эквивалент обеих кампаний все время разный. ЕДГ-2023, похоже, продиктует парламентской оппозиции наихудшие условия обмена, причем, под данную парадигму, очевидно, подпадает и КПРФ. Ситуация осложняется и тем, что выборные правила почти повсеместно сместились в сторону приоритета одномандатным округам. Их, конечно, вроде бы удобнее выставлять на торги, но зато и побеждать там самостоятельно без весомых финансовых, а главное, административных ресурсов любому оппозиционеру будет труднее.
Между тем в КПРФ заявили «НГ», что партия, понимая все сложности, стратегию широкого наступления на заксобрания отменять не собирается. Зампред ЦК Дмитрий Новиков пояснил: «У нас есть уникальная возможность совмещать тотальные кампании с максимальным числом кандидатов и точечно-ударные кампании. Мы выставим кандидатов во все возможные округа, но, конечно, наибольшие ресурсы, агитаторов и информационную поддержку окажем самым сильным кандидатам. Другой вопрос, что админресурс работает, они могут либо не дойти до регистрации, либо их могут снять по ходу выборов». Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов напомнил «НГ», что в ЕДГ-2023 будут переизбираться 16 заксобраний. Партия участвует во всех регионах: «Всерьез рассчитываем улучшить свои прошлые результаты, к тому есть серьезные предпосылки. В зависимости от поставленных задач тактика будет в разных регионах различаться. Где-то, как, например, в Иркутской и Ульяновской областях или в Хакасии и Калмыкии, коммунисты пойдут на выборы «широким фронтом» с целью взять максимум мандатов. Где-то, к примеру, в Ярославской области, КПРФ сконцентрирует усилия на «приоритетных» округах. Но это вовсе не значит, что в «неприоритетных» работа пойдет по остаточному принципу. И там кандидаты-коммунисты будут бороться с полной отдачей: мы объективно рассчитываем на высокие проценты, но их может не хватить для побед». При этом Обухов заметил, что проблемы «временного консенсуса» с властью для левых нет: «Единороссы активно пиарятся на федеральной повестке и теме СВО, а КПРФ, которая тоже является абсолютно «воюющей партией» со своими героями и добровольцами, намерена сосредоточиться на региональных и местных проблемах».
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил «НГ»: «Договоренности парламентских оппозиционных партий в регионах будут зависеть от нескольких факторов. И прежде всего от отношений, выстроенных ими на местах. Также сыграют роль рейтинги партии в регионе, смешение или разделение уровней кампаний, отсутствие или наличие возможных сильных кандидатов на губернаторские выборах». Эксперт считает, что прежняя парадигма переговоров и разменов сохранится и в ситуации СВО-консенсуса: «Естественно, там, где у партий выстроен диалог с региональной администрацией, там им пойдут навстречу и с выборами в заксобрания. Там, где кампания совмещена, – в обмен на слабых кандидатов в губернаторы, там, где разделена, – в обмен на потенциальное сотрудничество в будущем парламенте. И даже коммунисты сейчас будут пытаться договориться». И хотя федеральный Центр в принципе не против таких региональных договоренностей, проблема партий в другом. И у КПРФ не всегда есть рейтинговый кандидат, регионов, где таковые имеются, не так много, прочие партии пребывают в еще более сложном состоянии. Но если такой лидер на месте и есть, то угрозы с его стороны в адрес власти вряд ли сработают, ведь в большинстве регионов даже коммунисты не в состоянии преодолеть самостоятельно муниципальный фильтр. Однако «для партий, в частности и для КПРФ, выборы в заксобрания – это святое, за них они будут продолжать активно бороться, ведь это и мандаты для своих активистов и спонсоров, и пример карьерных лифтов». Правда, по его мнению, и в тех регионах, где отношения с властями обострены, оппозиция не будет переходить определенных границ: «Потому что в нынешних условиях шантаж может неизвестно куда завести. Прямые столкновения вряд ли возможны, скорее переговоры в регионах между властью и оппозицией будут вестись тоньше, намеками». Макаркин уверен, что и в условиях консенсуса есть реальная возможность борьбы за мандаты. Во-первых, нельзя критиковать власть федеральную, а критика местных чиновников не является запретом. Во-вторых, коммунисты и другие оппозиционеры могут предложить альтернативу решениям и действиям властей. В-третьих, можно активно работать по местным социальным проблемам, которые большинство людей и интересуют. А для привлечения определенной части электората та же КПРФ может критиковать действия власти по СВО с патриотических позиций.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев подчеркнул: «Политика – это умение договариваться и делиться. И хотя во многих случаях региональные власти предпочитают решать все через колено, не особо считаясь с интересами парламентской оппозиции, но договоренности были, есть и будут. Как будет и желание системной оппозиции быть представленной в законодательных органах. Другой вопрос – уровень переговоров. Можно договориться на региональном уровне с региональным отделением партии. Можно вести диалог с ее федеральным руководством. И хотя парадигма может претерпеть изменения, но останется главный принцип «ты мне, я тебе». Просто цена вопроса может меняться. И точно не сторону ее роста».