В Кремле решили дать главам новых регионов возможность побыстрее избавиться от статуса временно исполняющих обязанности. Фото с сайта www.kremlin.ru
Для избрания 10 сентября Заксобраний ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей Госдума во второй половине мая модернизирует не только избирательное законодательство, но и закон о военном положении (ВП). Этот режим по нынешним правилам не позволяет организовывать выборы, но после соответствующих поправок, похоже, ВП, наоборот, поспособствует и самому их проведению, и достижению на них нужных власти результатов. Запрет совмещать ВП и политические кампании, судя по всему, совсем не отменяется, а смягчается, давая федеральному Центру и «Единой России» больше пространства для маневра.
Председатель комитета Госдумы по законодательству и госстроительству Павел Крашенинников 3 мая лаконично констатировал, что теперь ВП не помешает выборам в новых субъектах РФ. И тем самым он подтвердил свою позицию, что в условиях противоречия разных законов властям можно выбирать тот из них, который в данный момент политически более целесообразен (см. «НГ» от 02.05.23).
Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас коллегу из нижней палаты поддержал, но эту позицию обосновал более подробно. Действительно, подтвердил сенатор, в Госдуму внесены поправки как к закону об основных гарантиях избирательных прав граждан, так и к конституционному закону о ВП. При этом из разъяснений Клишаса стало понятно, что в парламенте опять проявили привычную законотворческую хитрость, отыскав в запасниках Охотного Ряда подходящий проект, уже прошедший первое чтение. Это был чисто технический документ, который менял отдельные термины как раз в акте о процедуре введения ВП.
Впрочем, из прозвучавших пояснений пока не совсем ясно, полностью ли снимается запрет совмещать данный режим с выборами либо лишь частично. Судя по всему, такая неопределенность транслируется намеренно, поскольку ко второй половине мая, когда депутатам и предстоит голосовать за механизм «военно-электоральных кампаний», федеральный Центр, возможно, решит еще что-нибудь в выборах модернизировать. Пока же принципы выглядят такими же, о которых и сказано в законопроекте о голосовании на «удаленке»: власти какого-то из новых регионов запрашивают разрешение в Центризбиркоме, тот проводит экспертизу местных условий и возможностей – и дает или не дает разрешения начать процесс (см. «НГ» от 19.04.23). Из новаций добавляется лишь указание, что ЦИК РФ должен проконсультироваться с Минобороны и ФСБ.
Вот тут и сохраняется главный вопрос – будет ли в законе о ВП универсальное разрешение проводить выборы или исключение будет ограничено ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областями. Если окажется, что вводится первый вариант, то, возможно, это лишь частично связано с ситуацией в Донбассе и Новороссии. Стало быть, для введения ВП при необходимости в каких-то других регионах дорога окажется открытой. Но это можно считать среднесрочной перспективой. В краткосрочном же раскладе важно такое разъяснение Клишаса: тот же ЦИК получает право приостанавливать кампании в случае обострения ситуации на земле, а потом их возобновлять. Этот рваный ритм, конечно, создает преимущество именно той партии, которая опирается на административный ресурс. Нет никаких сомнений в том, что партсписки ЕР на своих территориях возглавят ныне действующие руководители.