Григорий Явлинский отметил Всемирный день свободы печати воззванием к российским СМИ. Фото с сайта www.yabloko.ru
На сайте «Яблоко» опубликовано очередное решение федерального политического комитета (ФПК) партии. В заявлении «Об ответственности журналистов», которое подписано Григорием Явлинским, содержится призыв к ним требовать от власти прекращения боевых действий в рамках спецоперации. То есть иными словами, «профессиональным и человеческим долгом российских журналистов» объявляется публичный переход в оппозицию к СВО. Практических советов на этот счет в документе нет. Возможно, что это совпадение, но на днях то же требование прозвучало и от тех политэмигрантских кругов, которые сейчас стараются сплотиться. Однако пока такие попытки вызвать в текущую реальность духов перестройки из 80-х годов выглядят не более чем контрпропагандой.
Решение ФПК «Яблока», принятое еще в конце марта, судя по всему, не случайно появилось как раз накануне Всемирного дня свободы печати 3 мая. Как выяснила «НГ», руководство партии реально считает возможным возвращение российской прессы в то положение, которое она занимала в процессах конца 80-х годов, для краткости обозначаемых как перестройка.
Документ, подписанный Явлинским, начинается с констатации: в условиях СВО, а также «тотальной государственной пропаганды и цензуры» позиция журналистов приобретает особое значение. «Главный политический и ценностный выбор сегодня в том, на какую чашу весов ложится ваше слово: либо за продолжение кровопролития и разрушений, либо за сохранение человеческих жизней и стремление к миру», – подчеркнуто в этом заявлении. Такая точка зрения на влияние СМИ скорее всего имеет не просто право на существование, а даже некоторое отношение к действительности.
Как, видимо, и утверждение руководства «Яблока» о том, что «ставшая привычной для многих российских журналистов позиция как бы «над схваткой» оказалась фактором создания и развития криминально-монополистической корпоративной политической системы и олигархической экономики». Впрочем, тот же упрек пресса вполне могла бы вернуть и самому Явлинскому вместе с его партией. Но еще более спорным представляется тезис о том, что именно объективная журналистика «во многом способствовала деполитизации общества, распространению синдрома «выученной беспомощности», неверия людей в возможность влиять на действия властей». Очевидно, что большая мера ответственности за это возлагается на действовавших в последние десятилетия политических акторов, среди которых, конечно, было и «Яблоко».
Теперь же оно откровенно намекает на то, что в нынешних условиях такой аналитический подход «по существу, поддерживает продолжение боевых действий». Поэтому партия Явлинского выразила уважение тем журналистам, которые после начала СВО продолжили говорить правду и призывать к миру, хотя, конечно, это слишком явно указывает на вполне определенного рода информационные ресурсы. Всем остальным заявлено следующее: «В сегодняшней ситуации нет иного выхода, кроме требования немедленного заключения соглашения о прекращении огня – как первого шага к остановке кровопролития. Поддержка этого требования и тех политических сил, которые за него выступают, является профессиональным и человеческим долгом российских журналистов».
Правда, в деле поддержки неких определенных политических сил у вдохновленных «Яблоком» журналистов может возникнуть проблема правильного выбора. Дело в том, что аналогичные предложения в их адрес на днях прозвучали и со стороны политэмигрантов, которые только что подписались под берлинской декларацией о сплочении своих кругов. Например, либеральный оппозиционер Дмитрий Гудков* (объявлен в РФ иноагентом) требует, чтобы данное воззвание максимально широко расходилось: «Есть такое распространенное мнение, что журналисты не должны участвовать в коллективных политических и гражданских действиях. Что они как бы над схваткой. Но журналисты в Америке, Англии, Франции ходят на выборы и голосуют. И это нормально. У нас нет выборов. Но мы должны куда-то ходить и голосовать. Даже журналисты».
Член ФПК, зампред «Яблока» Борис Вишневский пояснил «НГ»: «Конечно, мы обращаемся к оставшимся независимым СМИ, а не ко всем, прекрасно понимаем, что обращаться к пропагандистам бесполезно. Но в то же время в любом СМИ журналисты могут найти способ сказать правду и обозначить свою позицию, как было, например, во времена перестройки еще при власти КПСС. Поэтому все зависит не от степени влияния государства, а от осознания профессионального и человеческого долга». При этом он заметил, что есть также много журналистов и медиаресурсов, государством не контролирующихся, – и русскоязычные СМИ за границей, и блогеры. При этом на вопрос «НГ», стоит ли журналистам оглашать пацифистские лозунги, в том числе, например, и в эфире, яблочник, с одной стороны, подчеркнул, что партия не требует делать того, что «принесет неприятности журналистам», а с другой – напомнил, что вообще-то «сейчас такое время, когда рассуждения касаются уже не бюджетов и налоговой шкалы, а человеческих жизней, когда невозможно вести дискуссии, а нужно занимать позицию». В общем, «Яблоко» лишь советует, что пора определиться, а дальше каждый должен решать сам для себя.
Как пояснил «НГ» глава Политической экспертной группы Константин Калачев, журналисты остаются инфлюэнсерами и вне СМИ: «Так что это призывы не столько к прессе, сколько к тем журналистам, у кого есть своя лояльная аудитория, например, в соцсетях». Эксперт считает, что все оппозиционеры прекрасно понимают: в стране осталось мало независимых СМИ, которые могли бы «качнуть режим», да те и не станут этим заниматься, так что на редакционную политику «Яблоко» и прочие не покушаются. «Несогласные хотят сочувствия и даже помощи, если это возможно, не ставя СМИ под угрозу закрытия. СМИ ведь не собираются на них за это обижаться? И вопрос риторический – к кому же оппозиционерам еще обращаться?» – заключил эксперт.