Павел Крашенинников разберется во взаимосвязи различных конституционных законов РФ. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Госдума 2 мая предполагала завершить прием поправок ко второму чтению по законопроекту об особом порядке избрания заксобраний ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Планировалось «удаленное голосование», чтобы избиратели этих регионов вышли из-под военного положения (ВП), которое пока нельзя отменить, хотя оно и запрещает проведение выборов. Теперь мысль властей, похоже, пошла по короткому пути: просто разрешить волеизъявление в условиях ВП. Скорее всего это вызвано тем, что, видимо, не получается компромиссный формат, а кампании в новых субъектах РФ вот-вот окажутся в цейтноте. Но нельзя исключить и того, что само ВП может расшириться и на коренные территории, где как раз и выстраивалась электоральная «удаленка».
В базе Госдумы инициатива об изменении закона об основных гарантиях избирательных прав граждан значится как подошедшая к стадии второго чтения. Прием поправок должен был закончиться 2 мая, после чего у комитета нижней палаты по законодательству и госстроительству оставалось буквально две недели, чтобы довести текст до финальной готовности. Напомним, что вообще-то старт единого дня голосования намечается на начало июня. Заксобрания ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей должны были избираться именно по общероссийскому графику, который к тому же был категорически прописан в конституционных законах о принятии в состав РФ этих ее новых субъектов.
В принципе, с учетом положения дел в новых регионах, когда правовые тонкости уступают суровой реальности, обсуждаемый в Госдуме вариант «удаленного голосования» был вполне адекватен действительности (см. «НГ» от 19.04.23). И, кстати, с его введением власти РФ вполне успевали. Однако на днях как раз глава профильного комитета ГД Павел Крашенинников вдруг заявил, что скорее всего оперативно появится поправка уже к конституционному закону о ВП. Там неким необходимым образом и будет то ли вовсе снят запрет на выборы в условиях ВП, то ли сделано исключение для нынешней четверки новичков. При этом Крашенинников пояснил, что, мол, принципиально такие изменения можно было бы и не делать. Дескать, среди равных по статусу конституционных законов приоритет якобы за теми, что были приняты последними. И если закон о ВП утвердили еще в начале 2000-х годов, то законам о вступлении в Россию новых регионов еще и года не исполнилось.
Тем не менее председатель комитета выступил за соблюдение здесь полной юридической чистоты, которую и можно будет добиться именно через корректировку несколько устаревшего акта. Судя по всему, электоральная «удаленка», которая изначально задумывалась, создает слишком большие трудности при ее администрировании. Тем более что совсем уже виртуализировать выборы на только что присоединенных территориях все-таки нельзя, скорее всего из-за ожидаемых трудностей с изображением их легитимности. Впрочем, нельзя исключать и того, что боевая обстановка на земле потребует расширять ВП уже на коренные российские регионы. А там как раз и планировалось массовое расположение «удаленных» избирательных участков.
***
Ситуацию комментировали и авторы российских Telegram-каналов. «Это решение продиктовано вопросами соблюдения приличий, некоторого легализма. А также, чтобы потом не возникало лишних вопросов к легитимности итогов выборов в новых субъектах. Чтобы людям было проще объяснить, как выборы прошли при военном положении», - полагают в свою очередь авторы общественно-политического Telegram-канала «Темник».