0
4537
Газета Политика Печатная версия

18.04.2023 20:34:00

КПРФ не удалось заполонить соцсети

На слабость такой предвыборной медиапозиции указывают партийные аналитики

Тэги: едг, выборная кампания, кпрф, сетевые медиа, соцсети, исследование, мнение

On-Line версия

едг, выборная кампания, кпрф, сетевые медиа, соцсети, исследование, мнение Самарский депутат-коммунист Михаил Абдалкин развлек интернет своим способом контрпозиционирования власти. Кадр из видео со страницы Михаила Абдалкина в «ВКонтакте»

По данным Центра исследований политической культуры России (ЦИПКР) и аналитического отдела ЦК КПРФ, за три месяца до предвыборной кампании «Единая Россия» сильно опережает другие партии по упоминанию не только в региональных СМИ, что объективно, но и в сетевых медиа. Левым пока не удалось заполонить соцсети, как это ожидалось по прогнозам. Партийные аналитики делают вывод, что уровень информационной активности не соответствует поставленным электоральным задачам. Эксперты считают, что если традиционные издания уже давно не являются оппозиционным ресурсом, то в интернете еще можно было бы дать бой.

Согласно докладу «Активность думских партий в СМИ и соцсетях за три месяца до старта выборной кампании ЕДГ-2023», с начала года ЕР принадлежит три пятых всех упоминаний о партиях в интернете, за КПРФ лишь каждое четвертое-пятое. Напомним, что ранее левые нацеливались на лидерство в сетевом сегменте (см. «НГ» от 20.02.20).

Аналитики партии использовали данные системы PRO.KRIBRUM за период с 1 января по 10 апреля 2023 года, которые показали, что КПРФ имеет в среднем по РФ 22% упоминаний в соцмедиа, тогда как ЕР – 61%. Средний показатель ЛДПР – 11%, «Справедливой России – За правду» – 5%, «Новых людей» – 2%. Чемпион по упоминанию коммунистов в соцсетях – это Карачаево-Черкесия (67%), только там левые обгоняют партию власти с ее 29%. В топ регионов с красной медиаповесткой также вошли Костромская (41%), Самарская (40%), Тверская (38%) и Свердловская (36%) области, Республика Коми и Алтайский край (по 33%), а также Ленинградская область и Якутия, где упоминаний по 32%, вместе с Саратовской областью (31%).

Еще система PRO.KRIBRUM определяет комплексный рейтинг работы в соцсетях, который учитывает все показатели – от количества авторов до активности пользователей, ставящих лайки и дизлайки. По этому рейтингу КПРФ проседает ровно в два раза по сравнению с ЕР. Так, упоминаемость последней в целом по стране составила 1151,65 против 519,76 у КПРФ. Только в семи субъектах РФ этот интегральный рейтинг КПРФ в соцсетях выше, чем у ЕР. И лучший здесь показатель опять же в Карачаево-Черкесии (480%) и Костромской области (133%). Превышение у левых также наблюдается в Алтайском крае (128%), Орловской (124%), Тверской (112%), Липецкой (112%) и Свердловской (104%) областях. Еще в 24 регионах индекс КПРФ колеблется от 87 до 50% от показателя ЕР, в остальных разрыв выглядит явно непреодолимым.

Поэтому-то партийное исследование завершается таким выводом: «В условиях подготовки к разного уровня избирательным кампаниям такую активность региональных отделений КПРФ в СМИ и соцмедиа нельзя считать достаточной для реализации поставленных электоральных целей». Это вообще-то можно прочитать и так, что коммунисты готовы опускать слишком высоко поставленную планку, но, возможно, речь, наоборот, идет о том, что надо стремиться наращивать активность. Поскольку доклад не дает ответов на вопросы «кто виноват?» и «что делать?», то «НГ» обратилась к экспертам.

Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин заметил: «Сами думские оппозиционеры и упустили повестку. Виноваты в этом положении они сами, а не козни власти. ЕР закономерно обогнала конкурентов в интернет-сегменте, поскольку верстает медиаповестку под реальные дела». По его мнению, оппозиции все-таки можно было бы попробовать наверстать упущенное, если «нащупать актуальную повестку и не бронзоветь». Рецепт, по словам Мухина, прост: не идти покорно в фарватере политического курса власти, а самим попытаться лидировать: «Вина любой партии или политика, теряющих позиции, на 99% в них самих. Это они, как правило, складывают лапки, а необходимо тонко чувствовать народное настроение, ведь не все решают ресурсы и деньги». Между тем, уверен он, должного разбора полетов по работе в соцмедиа думская оппозиция пока так и не провела. Если это еще впереди, то совет будет такой – выявить свои сильные и слабые стороны, учесть ошибки и укрепить тылы. «В бизнесе, если отдел продаж срывает план, его увольняют. В политике можно искать тысячи причин своих неудач, например, видеть во всем происки администрации президента вместо того, чтобы признать собственные провалы, но это путь в никуда», – считает Мухин.

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ», как у ЕР получилось догнать и перегнать оппозицию: «Там давно и плотно работают с соцсетями, еще с 2007–2011 годов. А сейчас, когда соцсети стали одним из доминирующих инструментов, партия власти взяла его на вооружение себе. Конечно, есть такие ресурсы, которых нет у оппозиции, – финансовые средства и организационно-техническая работа. Еще ЕР берет массовостью, куда там левым соперничать с двухмиллионной партией. Так что, видимо, результат дал накопительный эффект». Кроме того, помогла ЕР и СВО, когда партия власти нарастила рейтинг и избавилась от негативных ярлыков прежней эпохи. «У ЕР сейчас открылось второе дыхание, антирейтинг пошел вниз по объективным причинам, а не из-за одаренной работы в соцсетях. Если раньше партия власти служила громоотводом, то сейчас претензии избирателей к ней вроде бы как растворились», – отметил Калачев. Но он считает, что у оппозиции все равно остается шанс потеснить ЕР, конечно, не в традиционных СМИ, но в соцсетях: «Есть специфика региональная и местная, иногда она перебивает федеральную. Когда у той или иной партии есть сильное отделение, которое ведет активную работу на земле, соцсети наполняются контентом. Например, лично знаю, что у КПРФ сильное костромское отделение». В общем, нет универсальных ответов по работе в соцмедиа, но всегда есть народная повестка, те вопросы, которые волнуют людей. Задача оппозиции – определить это и использовать для собственной раскрутки. И даже если в отношении критики власти законы ужесточились, то можно хотя бы активнее продвигать собственные инициативы. 

«Проблем у коммунистов несколько. Во-первых, это кризис жанра в смысле позиционирования. Во-вторых, излишняя осторожность и самоцензура, очень они боятся поссориться с властью. В-третьих, все уже давно знают, о чем сейчас скажет КПРФ, а это скучно. В-четвертых, даже готовые кейсы левые не отрабатывают до конца. Пример тому – яркая инициатива 2020 года «Напомни единороссу о его обещаниях», которая где-то завязла. Что же касается нынешней повестки, то, очевидно, что больше партии власти на СВО не потоптаться. Надо искать другие направления для контрпозиционирования. А уже дальше партийные аналитики должны определить, на каких темах, как говорится, хайповать», – подчеркнул Калачев. Иными словами, у КПРФ есть сейчас два пути: либо выступать с содержательными инициативами по народным проблемам, нарабатывая свою полезность, либо выдавать яркие пиаровские акции, вирусные ролики по которым разлетаются в интернете. «Но сначала нужно определиться с тем, чем коммунисты отличаются от ЕР и других думских партий, а потом именно на подчеркивании этого строить кампанию», – заключил эксперт.



Читайте также


КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
531
Фемида слепо верит экспертизе

Фемида слепо верит экспертизе

Екатерина Трифонова

Суды неохотно проверяют заключения назначенных специалистов

0
593
Зачем нужны единые учебники

Зачем нужны единые учебники

Игорь Аглицкий

Методички и пособия не просто приложение к педагогу, а необходимый элемент образовательного процесса

0
1064
На адвокатов давит "тайна следствия"

На адвокатов давит "тайна следствия"

Екатерина Трифонова

Неугодных защитников могут подвергнуть уголовному преследованию

0
1682

Другие новости