0
3550
Газета Политика Печатная версия

09.04.2023 20:04:00

Системные партии делают заброс в нейросети

Политическая работа с использованием искусственного интеллекта пока выглядит экзотикой

Тэги: ии, искусственный интеллект, нейросети, новые технологии, политический алгоритм, жириновский, кпрф, лдпр


ии, искусственный интеллект, нейросети, новые технологии, политический алгоритм, жириновский, кпрф, лдпр Результат работы искусственного интеллекта корректируется правильным подбором вводных данных. Изображение идеального кандидата от КПРФ создано «НГ» с помощью нейросети Kandinsky 2.1

В последнее время становится все больше доступных публике нейросетей, в том числе и отечественных. До сих пор инновации, связанные с искусственным интеллектом, почти не встречались в политической деятельности, но теперь партии задумались о том, как можно применить данный инструмент в своих интересах. Первые попытки раскрасить и удешевить агитацию делает КПРФ, ЛДПР же обещает представить свой алгоритм под названием «Жириновский». Эксперты считают, что борьба за узнаваемость и цитируемость – это нормально для оппозиции, но пока для широкого избирателя нейросети останутся экзотикой.

Новаторами в применении новых технологий, по их собственным заверениям, выступают сразу две думские партии. Но если в КПРФ думают, как использовать нейросети для агитационной работы, то ЛДПР заинтересована в приобретении именно пропагандистского инструмента. Пока все выглядит так, что не слишком обремененные ресурсами оппозиционеры просто увидели, что произошло расширение бесплатного доступа к услугам искусственного интеллекта, и решили, что вполне могут этим попользоваться или даже воспользоваться. Так что в настоящий момент можно говорить не более чем об экспериментах, как в случае с коммунистами, или неких абстрактных намерениях, если брать во внимание планы ЛДПР.

Скажем, левые протестировали одну из новых российских нейросетей для создания анимированных образов своих кандидатов в мэры Москвы и президенты России. В первом случае на свет появился мультяшный персонаж, внешне похожий на Дзержинского. Во втором случае нарисовался товарищ среднего возраста в костюме и красном галстуке, по стилистике напоминающий о плакатном образе трудовой интеллигенции советских времен.

В то же время коммунисты, похоже, пробуют, насколько нейросети подходят для применения в ходе выборов. Как сообщил руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов, на встрече региональных лидеров партии из Сибири и Дальнего Востока в Якутске «обсуждали опыт борьбы и практическую работу по пяти партийным вертикалям, особенно заинтересованно – использование нейросетей в избирательных кампаниях». Как раз на этом семинаре-совещании были представлены первые попытки смоделировать образы известных партийцев под ту или иную концепцию кампаний. «Получилось спорно, но интересно. Где-то удачно поймали образ регионального лидера, где-то нет. В общем, партийные технологи осваивают новые приемы и методы», – сообщил Обухов.

Для опытов коммунисты использовали образы, к примеру, главы Хакасии Валентина Коновалова, экс-губернатора Иркутской области Сергея Левченко, депутата Госдумы от Бурятии Вячеслава Мархаева. Вышло местами интересно и даже забавно, но было еще раз подтверждено, что, как и всякая программа, результат работы нейросети существенно зависит от количества и качества загруженных в нее вводных и данных.

От КПРФ не отстают и коллеги по Госдуме: лидер ЛДПР Леонид Слуцкий уже анонсировал создание политического алгоритма «Жириновский» на основе доступных нейросетей. В партии утверждают, что это будет первый такой проект в мире. В нем наследие основателя будет совмещено с современным информационным контекстом – и тогда «Жириновский» сможет комментировать, советовать и предсказывать. Сам Слуцкий поясняет, что это будет новейшая из современных нейросеть, которая сумеет смоделировать ту позицию, которую занял бы, по его словам, «гениальный политик, великий сын сегодняшней России в отношении тех или иных вопросов, касающихся благополучия нашей страны». Оцифровка наследия Жириновского вроде бы как уже завершается. В партии подчеркивают, что материала достаточно: «Этот алгоритм создадим на базе более чем 18 тыс. часов интервью и выступлений Жириновского за 30 с лишним лет, в которых он охватил большую часть тем. Этой базы данных вполне хватит для того, чтобы сгенерировать его ответ на возможные новые вопросы. Задачи этой нейросети исключительно просветительские – познакомить людей с наследием Жириновского».

74-3-2480.jpg
Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов
рассказывает коллегам из регионов
о потенциале интернет-технологий. 
Фото из Telegram-канала Обухов.PRO
Эксперты отметили, что пока инициатива партий с нейросетями выглядит неоднозначной, она ориентирована в основном на интеллектуалов и молодежь, но вопрос о том, станет ли это рабочим инструментом, остается открытым. Однако тот же Обухов пояснил «НГ»: «Если нейросети удастся использовать как вспомогательный инструмент на выборах, то это даст большую экономию средств для партактива на пиар-специалистах, позволит более эффективно решать вопрос агитации». По его словам, юристы КПРФ сейчас прорабатывают возможности использования нейросетей, потому что пока непонятно, каков статус появляющихся из нейросетей картинок и агиток. «Мы уже привыкли к чат-ботам, а что можно делать с другой продукцией искусственного разума, пока выясняем. Тут много правовых лакун. Может, нейросеть станет таким же упрощающим работу инструментом пропаганды, как стали фотошоп и графический редактор. Но пока не ясно даже, насколько этот интеллект безопасен, ведь уже выяснилось, что нейросети могут лгать и выдавать ложь за правдивые факты», – напомнил коммунист. При этом Обухов обратил внимание на то, что, «как и в случае с ДЭГ, остаются вопросы: а кто контролирует эти ресурсы, кто распределяет большие данные и в интересах какого класса?»

Оптимизм Обухова не разделил член центрального совета СРЗП Михаил Емельянов: «Пока это больше всего напоминает пиар-акцию партий для продвинутого среднего класса. Но проблема в том, что форма такой агитации хороша для либералов и социал-демократических партий, но не очень доступна избирателям КПРФ и ЛДПР. У КПРФ основной избиратель – пенсионного возраста, а у ЛДПР – люди с низкими доходами, до них таким образом не достучишься. Но как реклама, некий хайп на популярной теме это выстрелило. Пока все-таки это чисто имиджевая история, а не прикладная».

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заявил «НГ»: «С новыми технологиями у партий появляются новые идеи, как их использовать. Но пока все это похоже на красивую и интересную игрушку, способную привлечь внимание к себе как прессы, так и молодежи. Все это весело, здорово, но ненадолго». Эксперт напомнил, что яркая реклама и узнаваемость не всегда переходит в рейтинги и голоса: «Иногда кандидаты и партии, которые все время на слуху, набирают маленькие проценты на выборах. Так Партия любителей пива была впереди по цитируемости и упоминаемости в 1995 году, однако получила 0,62% на выборах. Проблема в том, что публика воспринимает такие новации как развлечение, которое быстро входит в моду и так же быстро забывается. Всем нужен живой политик, а не виртуальный, конкретные ответы на вопросы, а не обтекаемые формулировки, которые может дать тот же виртуальный Жириновский». Эпатирующая агитация не воспринимается избирателями серьезно, «партия, по мнению людей, должна не столько развлекать, сколько защищать их интересы, а если нет реальных дел, как говорится, то не спасет пиар-отдел».

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин подтвердил «НГ», что как для России, так и для прочего мира нейросети – это пока экзотика. «Использование их на выборах – это апелляция к конкретным целевым аудиториям, молодежи, интернет-пользователям, интеллигенции и «рассерженным горожанам». Но проблема в том, что апелляция к ядерным электоратам этих двух партий посредством интернет-анимации – идея неудачная, так как и те и другие любят смотреть телевизор. Поэтому это чистой воды хайп: мы модные, продвинутые, технологичные, в общем эдакая самопрезентация для широкой публики», – полагает эксперт. 


Читайте также


Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
660
У нас

У нас

Ольга Шатохина

0
308
Дело Булгарина живо

Дело Булгарина живо

Елена Бучумова

Библиофилы решили, что и сегодня есть враги Пушкина – в букинистических магазинах

0
277
Кедров нарасхват

Кедров нарасхват

Всю неделю – День поэзии

0
175

Другие новости