Фото агентства городских новостей "Москва"
В КПРФ замерили мартовский объем партийного присутствия в федеральном телеэфире и опять констатировали, что данная величина крайне нестабильна. Поскольку под мониторинг попал как весь месяц, так и его последняя неделя, то скачки оказались хорошо заметными. Сами коммунисты сущностных выводов не делают, но и так понятно, что системные политсилы – это информационный инструмент власти, который применяется ею при необходимости. И если партиям приходы на ТВ пропагандистских очков не дают уже давно, то теперь в них нет и агитационного значения, а значит, появления в телеэфире теряют электоральный смысл.
Официально суммарный партийный эфир усилиями ЦИК РФ подсчитывается только на ресурсах государственного холдинга ВГТРК – и там всегда на каждую партию приходится времени почти поровну. Однако коммунисты настаивают, что федеральный статус – и по охвату, и по принадлежности к той или иной внутривластной группе имеют пять телеканалов. Таким образом, под мониторинг, кроме «России», подпадают также Первый, НТВ, ТВЦ и Рен-ТВ, а вот «Россия 24» в общей калькуляции как раз не учитывается. В КПРФ считают и общий хронометраж, приходящийся на каждую партию, и длительность пресловутого «синхрона», то есть прямой речи партийных лидеров и функционеров.
Замеры последней недели марта показали, что в совокупности объем партийного времени упал сразу в четыре раза. Естественно, по сравнению с неделей предыдущей, в ходе которой депутатов Госдумы разного ранга подключали к пропагандистской поддержке ежегодного отчета правительства. Все пять парламентских партий получили всего-то 17 минут, да и то лишь на двух традиционных центральных каналах. Сама КПРФ с объемом менее одной минуты моментально скатилась на последнее место, хотя до этого была на втором, а парой-тройкой недель ранее – и вообще один раз на первом. Эта позиция в принципе постоянно сохраняется за «Единой Россией», но иногда происходят флуктуации, необъяснимые только на первый взгляд, но на самом деле вполне понятные.
Объем партийного эфира в марте менялся в унисон с изменениями медиакурса Кремля. График с сайта www.kprf.ru |
В целом партийное присутствие на ТВ в течение марта составило 2,5 часа. Это в полтора раза ниже и так не слишком выдающегося февральского значения. По совокупности хронометража и «синхрона» последовательность системных политструктур выглядит следующим образом: ЕР (62 и 60%), ЛДПР (13 на 13%), КПРФ (10 на 10%), СРЗП (8 и 9%), «Новые люди» (7 и 8%). И в аналитических передачах коммунисты тоже оказались на третьем месте, уступив более высокую позицию эсэрам. Понятно, что единороссы пребывали в топе, а «новолюди» – в офсайде, их на такие программы вообще не зовут.
В мониторинге разбираются еще и информационные поводы, характерные для каждой партии, что только подтверждает единственно возможный вывод: кроме ЕР, никто из них давно не имеет от прихода на ТВ пропагандистских очков, ведь там они не субъекты, а объекты медиаполитики. Однако нестабильность присутствия в эфире теперь лишает участие партий в телепередачах и агитационного значения, а стало быть, и электорального смысла. В контексте выборов делать ставку на телевизор, из которого можно вылететь в один момент, как минимум неразумно.