Дарья Трепова уже начала давать показания. Фото Reuters
Взрыв, в результате которого погиб военкор Максим Фомин (псевдоним Владлен Татарский), спланирован спецслужбами Украины с привлечением агентуры из числа сотрудников «Фонда борьбы с коррупцией» (ФБК, признан иноагентом и экстремистской организацией, деятельность в РФ запрещена). Об этом сообщили в Национальном антитеррористическом комитете (НАК), а Следственный комитет РФ переквалифицировал уголовное дело об убийстве Татарского на более тяжкую статью – о теракте. Подозреваемую Дарью Трепову задержали.
Владлена Татарского убили 2 апреля на творческой встрече в питерском кафе в результате взрыва. Пострадали еще 32 человека.
Под подозрение сразу попала девушка, которая во время мероприятия вручила блогеру подарок – бюст с его изображением. Внутри была заложена взрывчатка, которую через несколько минут после передачи статуэтки привели в действие.
После взрыва подозреваемая, 26-летняя Дарья Трепова, уехала на арендованную квартиру и немного изменила образ – переоделась и подрезала волосы. На вечер 2 апреля у нее были куплены авиабилеты за рубеж, но она ими не воспользовалась. Вместо этого, меняя такси, добралась до другого жилья, где утром 3 апреля ее задержали. Как сообщают журналисты, подозреваемая считает, что ее подставили. На видео, сделанном при задержании, она признает, что принесла взорвавшуюся статуэтку, а на вопрос, от кого она ее получила, обещает ответить позже.
По данным СМИ, Трепова говорила в личном общении, что работает на неких «украинских журналистов» и получает от них задания, связанные с передачей посылок из рук в руки. Но не знала, что в статуэтку заложена бомба – думала, что там устройство, позволяющее получить скрытый «доступ к человеку». То есть все же как минимум понимала, что «подарок» непростой. Иначе не могло быть: Татарский был известным сторонником спецоперации и, очевидно, не мог вызывать никаких симпатий у украинских кураторов Треповой, как и у нее самой – девушку арестовывали на акции против СВО в феврале 2022 года.
Уголовное дело поначалу было возбуждено по ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство общеопасным способом), НАК и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков называют произошедшее терактом. Ближе к вечеру Следственный комитет РФ «исходя из результатов первоначальных следственных действий» переквалифицировал уголовное дело на более тяжкую статью – о террористическом акте (ч. 3 ст. 205 УК РФ). Сейчас правоохранители разыскивают организаторов и других участников преступления. Не исключается, что кураторы действительно использовали Трепову как пешку, скрывая свой настоящий замысел.
Известно, что бомбистка придерживалась антивоенных и феминистских взглядов. Ее муж – член незарегистрированной Либертарианской партии Дмитрий Рылов, проживающий за рубежом. По его словам, он не знал о действиях Дарьи и лишь помог ей после произошедшего найти убежище. В партии заявили, что Трепова с ними никак не связана, и осудили «агрессивное насилие по отношению к гражданским лицам».
А в НАК между тем сообщили, что теракт «был спланирован спецслужбами Украины с привлечением агентуры из числа лиц, сотрудничающих с так называемым Фондом борьбы с коррупцией Навального, активной сторонницей которого является задержанная Трепова». Как сообщают СМИ, Трепова действительно в начале 2021 года участвовала в поддержке арестованного тогда основателя ФБК Алексея Навального (включен в реестр экстремистов и террористов, осужден за мошенничество в особо крупном размере). Украинские власти и ФБК заявили о своей непричастности к взрыву. Однако ранее украинский след был найден в других громких терактах – убийстве еще одного видного сторонника СВО Дарьи Дугиной и подрыве Крымского моста в прошлом году.
«Пора осознать совсем очевидные вещи. Если кто-то при вас сказал, что получает деньги или работу из украинских источников, с высочайшей вероятностью этот кто-то встал на путь предательства. И уже совершил уголовное преступление. Он враг, и о нем необходимо сообщить спецслужбам или правоохранительным органам», – предупредил зампред Совета безопасности Дмитрий Медведев.