Приморский губернатор Олег Кожемяко приступил к избирательной кампании. Кадр из видео со страницы Олега Кожемяко в «ВКонтакте»
Второй и третий месяцы весны объективно станут самым горячим периодом для региональных законодателей. Именно в этот срок надо определить, какую избирательную систему применять на выборах нынешнего года. Закон о публичной власти разрешил властям субъектов РФ вводить любую квоту для партсписков и одномандатников и устанавливать различные требования к кандидатам в губернаторы. Именно этот процесс сейчас и происходит, у него есть как общие тренды, так и чисто местнические проявления.
Уже давно общей тенденцией стала департизация региональных заксобраний, где доля списочников снижалась до минимального уровня, а приоритет отдавался мажоритарным выборам, то есть одномандатным округам. А закон о публичной власти вообще позволяет менять избирательную систему в максимально широких пределах. Например, никакого минимума для партсписков теперь нет. И хотя пока ни один субъект РФ на их отмену не решился, уже появились те, кто захотел отказаться от вроде бы устоявшегося антипартийного тренда.
Например, это Ульяновская область, где сохранено равное соотношение списочников и одномандатников. Однако там сейчас принимается закон, который отменяет общерегиональную часть партсписков. В них не будет троек, куда заходят как лидеры политструктур, так и их генеральные спонсоры. Любопытно, что в этом субъекте РФ губернатор считается представителем КПРФ, но именно его родная партия по максимуму и страдает. Судя по всему, это потому, что губернатор Алексей Русских не слишком хочет возглавлять ее список, но отказаться от этого публично он бы не смог. А так все по-честному – закон запрещает позицию «паровоза».
В свою очередь, четкую ориентацию на политическую целесообразность только что продемонстрировал и губернатор Приморского края Олег Кожемяко. Пять лет назад именно под него вводилось право на самовыдвижение, но теперь он в регионе главный единоросс, а потенциальные соперники у него как раз и могут появиться снизу, а не из каких-то партий. На самовыдвиженцев теперь введен запрет. При этом стоит заметить, что данное решение практически никак не объясняется, а сама процедура законодательных изменений была проведена молниеносно при полном непротивлении какой-либо оппозиции.